После проведения совещания с представителями образовательных органов по подготовке к ЕГЭ в Липецке состоялся всероссийский семинар, главной повесткой дня которого стало усовершенствование мониторинга и оценки качества образовательной системы в регионах и целом по стране. В работе данного форума приняли участие представители министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, регионов, эксперты и руководители Липецкой области.
Город металлургов не случайно выбран для проведения семинара – регион вошел в десятку лучших по созданию проекта по оценке качества образования. Участники встречи провели содержательный обмен мнениями и предложениями по участию учебных заведений в международных и национальных рейтингах. Также были обсуждены вопросы развития системы ЕГЭ для школьников, представлены интересные доклады о состоянии уровня квалификации педагогов и была выработана общая стратегия по оценке отечественного образования.
В прошлом году осенью надзорным органом в сфере образования был проведен мониторинг математических знаний учениками средних классов, который показал пути совершенствования преподавания математики и необходимость создания корректирующих программ для школьников, которые слабо усвоили предмет. В наступившем году ожидается проверка знаний по другим учебным программам и направлениям среди младших классов. В проводимых исследованиях ставится основная задача выявления слабых мест в подготовке детей и поиск решений по исправлению ситуации.
Глава Рособрнадзора попросил руководителей образовательных органов в регионах давать более объективную оценку качества знаний учащимися школ и ВУЗов, так как на основании этих сведений складывается общая картина по стране. Он призвал искать новые методы анализа ситуации в школах и выдвигать предложения для всего педагогического сообщества. Если есть наболевшие вопросы по содержанию ЕГЭ, интересные мысли, то они будут учтены и использованы в следующих этапах проведения итоговых испытаний школьников.
В соответствии с принятой на четыре года федеральной программой по развитию образования правительством выделены немалые средства. Были обсуждены вопросы распределения дополнительных средств для регионов на проведение исследований и оценки перспектив развития образовательной сферы.
Объективность и честность при составлении оценки уровня образования в том или ином регионе должны стать общей для всех специалистов задачей. Поэтому на сегодняшнем этапе исключены варианты по поощрению или наказания по итогам ЕГЭ и других форм определения уровня знаний. Только на основе реальных сведений и анализа ситуации можно добиться улучшения всей системы образования, а использование надуманных данных, выпячивание своих заслуг будет наносить лишь вред.
Создание системы перекрестных проверок знаний в учебных заведениях показало жизнеспособность и полезность подобных форм аналитики – в следующем году они будут значительно расширены с внесением объективных оценок.
Для улучшения ситуации в федеральных округах планируется создание института государственных инспекторов и научных центров, которые будут призваны систематизировать положительный опыт в регионах и оказывать влияние на состояние обучения.