Для независимой оценки качества образования нужны независимые эксперты

Независимая оценка качества образования призвана дополнить другие формы государственного надзора и контроля.

Эти функции были заложены в закон «Об образовании РФ», согласно которому независимые общественные организации могут проводить оценку эффективности отечественного образования. В высшей школе данная идея была впервые реализована с созданием Ассоциации инженерного образования, в задачи которой входит и определение качества технических и инженерных программ подготовки специалистов. Подобные мероприятия в отношении дошкольного и среднего образования начали проводиться лишь несколько лет назад.

Участники Государственного Совета ещё в начале мая на одном из заседаний отметили ряд ошибок в методологии проведения независимой оценки российского образования.

Первая ошибка заключается в том, что общественная организация, занимающаяся этой деятельностью, утверждается соответствующим министерством. При таком подходе говорить о полной независимости в исследованиях уже нельзя, так как эксперты должны не зависеть от органов исполнительной власти. На Госсовете прямо указали на данное упущение, так как сейчас в состав общественных организаций, осуществляющих контроль над качеством образования, входит большая часть государственных служащих, которые по своим должностным обязанностям не могут объективно отражать результаты работы.

Вторая ошибка – это отсутствие единого методологического подхода и технологий при проверке качества подготовки учащихся. А это серьёзно влияет на эффективность данной деятельности.

Третья ошибка заключается в том, что кадрам, проводящим экспертизу образования, часто не хватает квалификации и финансовой поддержки. Этот вид деятельности требует определённых затрат и высокого уровня профессиональной компетенции. В данном направлении порой недостаточно пользоваться только открытыми данными из официальных и статистических источников. Часто требуется проведение социологических опросов разных категорий российских граждан.

Результаты независимой оценки качества образования должны учитываться руководством учебных заведений в своей работе. Однако при этом недопустимо принимать какие-либо административные решения или наказывать конкретных исполнителей. Результаты экспертизы могут лишь влиять на подготовку программ по улучшению ситуации, выработку правильных решений.

Для повышения результативности контрольной работы со стороны общественных организаций нужно проводить их сертификацию. При определении качества образования важно учитывать наличие следующих факторов:

· подробное техническое задание на проведение экспертизы;

· методология и технология оценочной деятельности;

· наличие и опыт соответствующих экспертов.

На основе этих данных государство должно допускать общественные организации к этому виду деятельности. 

Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?