Педагог – чуть больше, чем профессионал, чуть меньше, чем родственник

article1142.jpgЕсть такая старая шутка: кто умеет делать – делает, кто не умеет – учит других, а кто и на это не способен – пишет методички. Эти злые слова справедливы только отчасти – в каждой профессии найдется профан, халатно относящийся к своим обязанностям и позорящий коллег, но далеко не в каждой специальности это настолько непростительно и заметно. Если столяр вырежет кривую табуретку, которая будет шататься, от этого никто не пострадает, максимум – кто-то неловко раскачается и плюхнется на попу. Дворник, плохо подметший улицу, не вызовет своей ленью глобальный катаклизм, нерадивый кондитер максимум - испечет невкусный кекс, который будет черстветь на полках магазина. Цена врачебных и педагогических ошибок – человеческие судьбы и жизни, это профессии, которыми нельзя заниматься, если не чувствуешь склонности именно к такой деятельности, не подойдет эта работа также тем, кто не любит и презирает людей, не хочет брать на себя ответственность, разбираться в чужих проблемах.

Учитель начальной школы не столько должен вложить детям в головы понимание основ арифметики и правописания (хотя и это, конечно, тоже), сколько научить малышей добру, справедливости, взаимовыручке. Казалось бы, в университетах, где учатся взрослые, зачастую уже состоявшиеся люди, все не так. Однако и в ВУЗе хороший преподаватель – не тот, который раздает «халяву» на экзаменах и позволяет «гулять» в свое удовольствие, а тот, который много требует по своему предмету, но при этом готов помочь житейским советом, выручить в сложной ситуации, элементарно проявить человеческое, а не формальное отношение.

Стать хорошим педагогом сложно. Филологи шутят, что стиховедение складывается из «формоведения» и «чего-то-там-еще-ведения», ведь кроме размера, аллитерации и рифмы в стихотворении есть «душа», а из чего она складывается и как измеряется – неизвестно. Умение ясно дать материал, оперативно проверить домашнее задание и тщательно подготовиться к занятию – только полдела, это – форма, которой можно научиться, а вот «что-то-там-еще», то, благодаря чему студенты будут сидеть друг у друга на головах и битком набиваться в тесную аудиторию – может быть только врожденным. Нет ничего хуже, чем педагог, у которого «ничего нет за душой», и речь сейчас не о материальных благах, а о неких вечных ценностях, которые обязательно надо передавать из поколения в поколение, и это задача не только родителей, но и учителей.

Если вы отчаянно хороши в какой-то области и хотите передать свой опыт дальше – становитесь педагогом. Если вы любите детей и вам в удовольствие с ними работать – получайте профессию учителя. Если вы - молодой ученый, непрестанно ищущий новые решения старых проблем, вам интересно обмениваться мнениями с юными дарованиями – идите работать в ВУЗ. Основы педагогических техник на базе уже имеющегося высшего образования дадут курсы педагогики в Москве, а все остальное придет с опытом.

1) Никогда не устареет профессия переводчика, и как бы ни развивались технологии, все равно машинный перевод вряд ли когда-нибудь сможет конкурировать с живой человеческой интерпретацией. Московская международная школа переводчиков предлагает не только самому научиться толковать на иноземном наречии, но и получить специальность педагога, обучающего будущих мастеров слова. Очевидно, что этот курс повышения квалификации актуален только для действующих переводчиков и преподавателей иностранного языка, поэтому при поступлении соискатели должны выдержать серьезные испытания: продемонстрировать навыки устного и письменного перевода (со словарем и без), пройти спонтанную беседу с преподавателем на иностранном языке. Если взрослый слушатель может позволить себе студенческую – дневную – форму обучения, то программа займет 1 семестр, для их более занятых коллег предназначены вечерние занятия, в этом случае тот же объем (540 ак. часов) занимает уже в два раза больше времени. Обучающиеся получают теоретические знания и овладевают практическими навыками преподавания своего предмета, в конце курса слушатели сдают квалификационные экзамены и получают диплом преподавателя письменного, последовательного или синхронного перевода.

Иностранный язык – сугубо прикладная сфера, кроме того, язык – пластичная категория, меняющаяся до неузнаваемости в течение всего лишь нескольких поколений. Главное, что требуется от преподавателя перевода – он должен сам неустанно практиковаться в своем предмете, «держать руку на пульсе» последних тенденций и веяний.

2) Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов при Московском педагогическом государственном университете предлагает неисчислимое множество образовательных программ в данной сфере. За срок от 7 месяцев до 3 лет школьные учителя, частные педагоги, корпоративные тьюторы и преподаватели ВУЗов могут получить диплом о переподготовке и разрешение преподавать новый предмет. Ряд программ позволяют работникам сферы образования не отрываться в процессе обучения от своей основной профессиональной деятельности, слушатели проходят стажировки, используют преимущества дистанционного образования.

Для опытных специалистов, уже несколько десятков лет трудящихся на ниве педагогики, есть специальные курсы, позволяющие учителям старой закалки быстро освоить современные методики преподавания, интегрировать в учебный процесс новейшие технологии, научиться использовать мультимедийные ресурсы, овладеть дистанционными методами обучения. ВУЗ предлагает дополнительное профессиональное образование преподавателям педагогических вузов, всем работникам сферы образования РФ, есть отдельная программа для московских педагогов.

3) Очень интересную программу предлагает московский филиал Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина – повышение квалификации гувернеров – семейных воспитателей. После революции 1917 года само это слово – гувернёр – напрочь стерлось из лексикона советского гражданина. Были детские сады, ясли, а личная бонна коммунистическому ребенку без надобности. Сегодня, когда у родителей появился выбор, многие мамы и папы предпочитают не отдавать любимое чадо в государственное учреждение, а нанимают ему частного воспитателя. Раньше считалось, что лучше всего для этой роли подходит убеленная сединами почтенная матрона, вырастившая уже не только собственных детей, но и внуков, сегодня же все чаще агентства предлагают совсем юных гувернанток – тонких и звонких девочек. В ходе обучения по предложенной программе, слушатель узнает, как взаимодействовать не только непосредственно со своим воспитанником, но и с его семьей, как развлекать ребенка, обеспечивать ему творческое и психоэмоциональное развитие в соответствии с его возрастом. Курс занимает 72 академических часа, в них входит не только теоретическая часть, но и практические занятия, тренинги, имитационные игры. Соискатель на место слушателя должен обладать как минимум средним специальным образованием, лучше всего – педагогическим, медицинским или психологическим.

Педагогика – практически необъятная сфера, ведь научить можно чему угодно, начиная от взбивания яиц и заканчивая повышением самооценки. Неудивительно, что образовательных программ в этой области тоже великое множество: это и менеджмент в образовании, и подготовка педагогов технических предметов, и даже теория и практика лингводидактики. Главное – заниматься любимым делом и чувствовать себя на своем месте, и тогда достаточно пары недель, чтобы из хорошего специалиста сделать блестящего Учителя – именно так, с большой буквы.
Автор: Юлия Чухвичева
9 Комментариев
  • Очень многое зависит от педагога. Можно сказать 90% всех знаний и умений ученика. Приведу пример для сравнения: на 2-м курсе университета у нас была преподаватель по основным дисциплинам (она же наш руководитель). Мы у нее ничего не знали. Преподавала она не интересно, нас постоянно ругала. В общем, такой стандартный преподаватель, которых можно увидеть в каждом учебном заведении по 30 штук. А вот на 3-м курсе на ее место пришла преподаватель. Во-первых, она преподавала очень интересно. Во-вторых, на ее парах мы могли не только учиться, но и просто общаться. Она очень любила рассказывать истории из своей жизни, всегда помогала нам советом. В общем к концу года она реально стала для нас второй мамой. Мы старались не подвести ее, учили. Вот с ней мы знали предмет на "ура". Преподаватель никогда не должен принижать ученика. Хороший преподаватель ставить ученика, как равного. Со временем он и получает уже не ученика, а хорошего специалиста.
    Sally58, 13.07.2014
  • Согласна с вышесказанным smile:!: Когда сама в университете училась, занималась у педагога от бога. Она и объяснит, и подскажет, и на обобщенные темы поговорит. Всегда у ребят поинтересуется все ли хорошо, вообщем терпимо к студентам относилась. Были и такие, которые действительно, просто на работу приходили-уходили. Мало того что не понятно ничего, так еще и нагрубить без проблем могут! smile:o
    Мария Аронишидзе, 08.07.2014
  • По моему мнению, педагогом не становятся,а рождаются. Действительно, мало знать какие-то основы педагогической деятельности (арифметики, лингвистики, к примеру), но нужно знать, как жить правильно и как оказаться примером юному поколению. В моей жизни,например, было много педагогов, которые чисто психологически не справлялись со своими обязанностями, к тому же отрицательно влияли на учеников, которые с таким отношением и поведением "наставника" просто отказывались что-то делать назло. Мы знаем,что в этом году образование стало хуже, и я не думаю,что все это произошло просто так.
    Эльвира Керимова, 07.07.2014
  • Я очень близка к теме педагогики, мой первый учитель - моя мама, она всю жизнь посвятила обучению детей в школе, а именно в начальных классах. Именно мне дала базу и основу всех знаний! Учителями не становятся, учителями рождаются, и несмотря на жизненные неурядицы, учитель всегда на высоте, ведь это всегда была почитаемая профессия! Жаль многим в современном мире этого не понять!!
    Инна Карева, 29.06.2014
  • Педагогом невозможно стать - им можно только родиться. Найти подход к каждому ребенку, научить его чему-то, отдать часть себя - черты настоящего учителя. Научиться этому невозможно. Жаль только, что это не ценится в нашей стране.
    Анастасия Иванова, 28.06.2014
  • Желаете оставить комментарий?