Город: Все города
Тема дня: Будут ли в школе преподавать шахматы?

Будут ли помогать «частникам» в образовании

В ближайшие годы поддержку из госбюджета получат не только государственные учреждения дополнительного образования, но и частные. Об этом рассказала Наталья Третьяк, замминистра образования и науки. Речь идёт при этом об учреждениях для детей разного возраста, как школьного, так и дошкольного. Замминистра сказала также и о том, что сегодня ведётся целенаправленная работа, чтобы увеличить охват детей возраста 5-18 лет дополнительным образованием. 

По её словам, принятие законопроекта о господдержке позволит допобразованию развиваться более интенсивно.

Как скажется такая поддержка на частных учреждениям? И как сам факт такой поддержки отразится на системе дополнительного образования в целом?

Согласно данным Минобрнауки, сегодня услуги доп. образования получают 65% детей старшего дошкольного и школьного возраста. Пожелание российского правительства: 2020 году оно должно быть доступным для 70-75% детей. 

00a51d61cd06966f12c1c5cd68ac40b2.jpg

Основные задачи дополнительного образования: расширение охвата детей, обновление содержания программ, повышение качества услуг, создание эффективной системы управления 

Дополнительное образование и его отличия от основного 

Как указано в современных образовательных стандартах, дополнительное образование отличается от основного своей личностной ориентированностью. Ребёнок сам может выбирать, чем ему хотелось бы заниматься во внеурочное время. 
В прошлом веке дополнительному образованию придавалось огромное значение. В России оно начало развиваться ещё в самые первые годы советской власти. В 20-ые годы прошлого века работали станции юннатов, юных техников, юных экскурсоводов, открывались спортивные школы, детские дома культуры и парки. 

В чем его сегодняшняя ценность? 

Сегодняшний школьник с большим трудом успевает освоить основную программу. Поэтому сделать знания учащихся более углубленными может именно внеурочная деятельность. 

Кружки, секции, научные общества, их интересные и необычные формы проведения занятий, а также возможность добиться видимых успехов формируют положительную мотивацию к обучению. Именно допобразование учит ребёнка работать в коллективе, социализирует его.

В этой же структуре образуется неформальный разновозрастный коллектив, содружество детей и взрослых, объединенных общей идеей. 

И наконец, именно допобразование – это тот самый содержательный досуг, которого, по мнению большинства родителей, так не хватает современным школьникам. 

Сегодня существует несколько моделей дополнительного образования. В первую очередь это кружки и секции. Их количество и содержание зависит от материальных возможностей школы и работы конкретных педагогов. 

Часто бывает, что программа секции оказывается удачной. Тогда она может стать факультативным школьным курсом. Если школа сотрудничает с университетом, учреждением культуры, спортивным учреждением или с центром детского творчества, программы оказывают я ещё более разнообразным и качественными. 

Однако государственная структура допобразования переживает сегодня не лучшие времена. 

Проблемы допобразования сегодня

За последние 20 лет большая часть ресурсной базы дополнительного образования оказалась потерянной, и сегодня многие интересные проекты держатся в основном на энтузиазме педагогов. Причём, потери здесь не только финансовые, но, в первую очередь, и кадровые, и материально-технические. 

Другая проблема – системная. Традиционные формы сегодня катастрофически теряют в конкурентоспособности, так как привлекательных форм досуга у современных детей неизмеримо больше. Сегодняшний ребёнок имеет намного более широкие возможности для проведения интересного досуга, чем было 30 лет назад. Причём досуга, не требующего от него практически никаких усилий: Это и компьютерные игры, и круглосуточный показ боевиков по телевизору. 

Чтобы не потерять свою «клиентскую базу» дополнительному образованию нужно серьезно реорганизовываться. Всё хуже срабатывает модель, при которой ребёнок регулярно и добровольно приходит на занятия. И дело здесь не в качестве программ, они, как раз, могут быть весьма интересными, а в чём-то более глубоком. 

Способны ли помочь частные образовательные структуры?

Программы негосударственного сектора уже сегодня стали более гибкими, и прежде всего потому, что решают более локальные проблемы. Например, подготовка в ВУЗ по определённому предмету; обучение работе на компьютере; практические тренинги по развитию коммуникативных навыков. Они решают актуальные проблемы, которые можно и нужно решить быстро, и родители готовы за них заплатить. 

Однако системных проблем и общих задач допобразования не всегда может решить и такой «частный формат».

В нашем сознании допобразование представляется как социальное достижение страны, и, исходя из этого, большая часть родителей и учителей считает, что оно должно быть полностью бесплатным. Однако у оппонентов тоже имеются весомые аргументы. Они спрашивают, почему же образовательные запросы отдельной семьи должны оплачиваться государством? Насколько ли образование эффективно, чтобы считать его незаменимым? Вносит и оно значительный вклад в общее образование детей? 

Сегодня основная проблема дополнительного образования, по мнению большинства педагогов, в том, что не распределена ответственность между государством и общественными формациями. И пока однозначных решений на горизонте не видно. 

Интересное решение с широкими возможностями 

Однако в ближайшей перспективе Минобрнауки планирует поддержать частные бизнес-структуры, которые придут (или могут прийти) в систему детского дополнительного образования Минобрнауки предлагает ввести сертификаты на получение бесплатных услуг допобразования. 

Из госбюджет будет выделена определённая сумма на каждого ребёнка, начиная от дошкольного до старшего школьного возраста. Родители получат соответствующий сертификат на определённую сумму, на действующий год, и смогут потратить его так, как посчитают нужным. Захотят — отдадут ребёнка на кружок вышивания крестиком, или на секцию тайского бокса, или же в фольклорный ансамбль. Для родителей такие занятия будут бесплатными, независимо от того, государственный или частный сектор оказывает данный вид услуг. 

В новой модели допобразования для детей планируется создать образовательные учреждения, напоминающие аналоги дворцов и домов пионеров, где отдельные секции и кружки смогут вести частные предприниматели. Но и здесь пока вопросов больше, чем ответов.

Но для того, чтобы в таком доме детского творчество появились новые, более интересные формы, нужна солидная база: мастерские, приборы, лаборатории, да, наконец, 3D- принтеры. 

Инновационное развитие сегодня необходимо в любой отрасли. В дополнительном образовании сегодня также необходимы новые идеи и подходы. Внутри устоявшейся образовательной системы они родиться не могут, а значит, их требуется привнести извне: из производственных технологий или педагогических решений. Вероятно, действительно, детскому допобразованию имеет смысл открыться для новых людей и методов, не только учителей, но и учёных, спортсменов, деятелей культуры. Чтобы они принесли с собой из своей профессии полезное и новое и для детей, и для родителей, и для системы в целом.


Александр Асафов, политолог:

«Ситуация в нашем образовании ужасна. У школьников происходит шаблонизация мышления. Они готовятся к ЕГЭ и примерно понимают, как отвечать на вопросы. Однако никакой базы знаний у школьников нет. Они путают Толстого с Чеховым. Знают про Раскольникова, но только если он был в тестах. Мы утратили достижения советского образования. Через узкое горлышко ЕГЭ доходят жалкие остатки знаний. Поэтому любая поддержка государством частного образования — это хорошо. Чем больше будет не школ мордобоя, а школ физики — тем лучше».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?