Город: Все города
Тема дня: Какой должна быть школьная библиотека?

ЕГЭ по обществознанию — за что мы его так любим?

Важность обществознания невозможно переоценить. Заменить его не может ни одна наука гуманитарного профиля, так как именно оно даёт представление об обществе в целом . В этой науке действительно многое от основных социальных дисциплин, но обществознание — вовсе не является их суммой. Обществознание даёт возможность приобретать знания об обществе, создавая изменения в мировоззрении.

Школьникам рассказывают на уроках, что само общество существует несколько тысяч лет, но научная точка зрения на него возникла не так давно, лишь в первой половине XIX века. С наукой эту учебную дисциплину сближает стремление к объективному познанию, а также стремление найти соответствующие связи в обществе. Удастся ли их найти на уроке? 

Почему выбирается обществознание

Эксперты говорят: если выпускник не определился с будущей специальностью, но видит себя гуманитарием, а не инженером, ему действительно имеет смысл сдавать обществознание: оно пригодится и для специальностей, связанных с юриспруденцией, экономикой, педагогикой, менеджментом.

1013411588.jpg

Ученые называют обществознание предметом, который представляет синтез таких дисциплин, как социология, психология, философия, основы правоведения. Получается, что сдача ЕГЭ по этому предмету позволяет абитуриентам выбирать для поступления любую из специальностей, с этими науками связанную. Экзамен необходим тем, кто собирается изучать юриспруденцию, экономику, логистику, государственное управление, таможенное дело и ещё массу специальностей.

Есть и другое объяснение: наблюдается некий недостаток социальных компетенций, заставляющий вчерашних школьников отнестись с повышенным вниманием к предметам, связанным с современным обществом, его задачами, проблемами, осознанием того, как в нём нужно жить.

Интересную мысль о том, почему современные дети выбирают обществознание, выразил в беседе с журналистами «Эксперт-Сибирь» Сергей Федорчук, замминистра образования Новосибирской области. Он считает, что выпускники относятся к экзамену по обществознанию как к подстраховке.

Современных выпускников не беспокоит тот факт, что гуманитарные специальности — экономисты и юристы, не слишком востребованы на рынке труда. По мнению учителей, в России намного меньше юристов, чем в странах Запада. А с экономистами и вовсе неоднозначный вопрос, так как, несмотря на якобы недостаточную востребованность, немалое количество выпускников инженерных специальностей вуза переквалифицировались на экономистов. Специалисту, желающему заниматься собственным бизнесом, предмет обществознания жизненно важен.

Один из членов предметной комиссии по обществознанию считает, что выпускники полностью осознают важность предмета. Об этом эксперт пишет в своей статье на ресурсе МЦКО. Молодые люди, по её словам, живут в других реалиях, чем это было ещё 20 лет назад. Во многих фирмах заключаются трудовые договоры, а значит, необходимо знать, что это такое, и в чём его особенности.

Брачный договор также стал весьма популярным, это значит, что нужно изучать и его содержание. Не менее важны и наследственные дела, о которых также говорится на уроках обществознания. Всё это современные реалии, нужные абсолютно всем. Популярность предмета объясняется, прежде всего, его интегрированностью. В нём не только пять блоков, он во многом затрагивает историю, литературу, даже географию. Не обладая в полной мере знаниями этого предмета, в современном мире просто невозможно существовать.

Обществознание – это очень непросто?

Есть ещё несколько причин, которые кажутся абитуриентам очень важными при выборе экзамена, но с ними далеко не всё однозначно.

Одна из причин в том, что многие выпускники считают обществознание одним из самых лёгких предметов. Многие уверены, что при ответе можно что-то такое "наболтать" относительно в тему. Однако на самом деле — это большое заблуждение. Те, кто думает, что можно обойтись ответом, лишь приблизительно укладывающимся в тему, основывают такой подход на опыте ответов на уроке, когда учитель действительно сам выискивает во всём, сказанном учеником, крупицы правильного ответа. Во время ЕГЭ такой возможности не представится, так как даже развёрнутые ответы должны состоять всего из трёх-пяти предложений, поэтому должны быть предельно чёткими.

И здесь выпускник сталкивается с ещё одной проблемой: в обществознании, как нигде более, требуется знание терминологии и умение ей грамотно пользоваться. Допустим, выучить термины действительно не составляет особого труда, однако чтобы уметь ими пользоваться требуются соответствующие навыки и логическое мышление. Таким образом, ЕГЭ по обществознанию предполагает не просто воспроизведение выученного материала, но и умение анализировать и сопоставлять.

Особенность экзамена, которая делает его интересным для большинства школьников, как уже было отмечено, в том, что он включает в себя отдельные гуманитарные науки. Сложность в том, что каждая из этих наук имеет свой понятийный аппарат, свой набор терминов и даже свой подход к анализу. Получается, что осваивать приходится не только терминологию, но и логику каждой из наук. Они во многом пересекаются, однако обладают и рядом отличий.

На экзамене по математике, к примеру, задачи по алгебре занимают определённое место в структуре экзаменационных вопросов. А вот с обществоведением всё сложнее. Вопросы на логические построения или сопоставления могут оказаться в любой теме экзаменов, и в теме социологии, и в теме права. Так что отвечающему на вопросы экзамена необходимо сначала определить, в какой области обществознания лежит вопрос, а потом уже воспользоваться понятийным аппаратом, который этой области соответствует.

Преподаватели вузов говорят, что ЕГЭ по этому предмету считают лёгким и недооценивают, но мнение это ошибочно. Многие выпускники даже готовиться к нему начинают в последнюю очередь. Однако на самом деле, предмет этот сложный за того, что сочетает сразу пять учебных дисциплин. При этом, нелегко приходится не только ученикам, но и педагогам: не так много специалистов, обладающих отличными знаниями по всем дисциплинам, входящим в обществознание. Определённая трудность есть и в том, что предмет преподается как устный. А вот при сдаче экзамена по нему нужно коротко, точно и грамотно письменно излагать свои мысли. Многие школьники не могут с этим справиться. Мало знать сумму определённых фактов, нужно ещё уметь уместно их употребить.


Комментарий:

Олег Ягов, доктор исторических наук: 
Ответ на вопрос, почему обществознанием так интересуются школьники, очень простой. У абитуриентов большой популярностью пользуются направления гуманитарного профиля, на которые необходимо предоставлять результаты ЕГЭ по обществознанию. Если ВУЗы уберут этот предмет из перечня трёх дисциплин, необходимых для зачисления, то ажиотаж
Автор: Родион Чепалов
1 Комментарий
  • В своем время сдавала единый государственный экзамен по обществознанию. Выбрала этот предмет не только потому, что он мне нужен был для поступления в ВУЗ на мою специальность, а сам предмет интересный, легко учиться и запоминается и в жизни пригодиться всегда. Для меня экзамен был несложный, сдала на хороший балл.
    Анна Абрамович, 02.02.2017
  • Желаете оставить комментарий?