Город: Все города
Тема дня: Итоговое сочинение: темы, результаты, аргументы

Я бы в армию пошел — пусть меня научат...

Школьников начиная с 15 лет будут интенсивно готовить к прохождению армейской службы. По крайней мере, именно такую инициативу на законодательном уровне предлагает Минобороны. 

Речь идёт о появлении в средних учебных заведениях нового учебного предмета. Вероятно, называться он будет «военно-прикладные виды спорта». Предполагается, что предмет этот будет не обязательным к обучению, а добровольным, посещать его школьники смогут по желанию. Сегодня на рассмотрение представлены три вида уроков:
• военно-спортивное многоборье;
• стрельба;
• ножевой бой.

se5J5bVLfvw.jpg

С чем такая инициатива связана? Министерство обороны полагает, что военная подготовка юношей должна начинаться намного раньше прибытия новобранца в свою часть. По мнению министерства, для того, чтобы прибывший служить человек был физически готов к службе и армейским нагрузкам как таковым, у него должны быть развиты соответствующие показатели: физическая выносливость; определённые умения, связанные с воспитанием волевых и моральных личностных качеств.

Неподготовленные не справляются

Министерство Обороны считает, что без подготовки подростков к армии не следует надеяться и ожидать, что в армию и на военные кафедры университетов придут молодые люди, полностью подготовленные к службе. Беспокойство профессиональных военных вполне обосновано. Сегодня к подготовленности юношей к службе в армии, именно в физическом аспекте, предъявляются намного более высокие требования. И связано это с объективными причинами. Сегодня в армии нужно служить один год, времени на обучение молодых бойцов оказывается совсем мало, и курсы боевой подготовки были вынуждены стать значительно более оптимизированными и интенсивными.

Вот и получается, что пришедший в армию молодой человек без должной физической подготовки не способен справиться с резко выросшими нагрузками. И это приводит к повышению количества травм и общих заболеваний у молодых бойцов.

Такие заявления военного Министерства подкреплены статистическими исследованиями физического состояния призывников. В период за 2007 - 2014 год было обследовано около 270 тысяч молодых солдат, физическая форма 73% оказалась не вполне удовлетворительной.

Что говорят эксперты

Мнения по этому вопросу оказались неоднозначными. В Госдуме проект намереваются поддержать. Так один их депутатов от ЛДПР, выступивший по этому поводу в СМИ, считает его своевременным и правильным, но нуждающимся в доработке. По мнению депутата, учебный предмет должен содержать ещё и другие уроки: военную историю России, устройство боевой техники. Депутат отметил также, что следует воспитывать у подростков патриотизм, однако, как конкретно это сделать, предложений в Госдуме не прозвучало. Депутат предложил восстановить систему воспитания патриотизма, существовавшую в советское время. Школы тогда серьёзно занимались подготовкой подростков к военной службе, но сегодня такая система по большинству направлений утрачена.

Другое мнение на эту тему в СМИ высказала Татьяна Кузнецова, представляющая движение «Солдатские матери». Она считает, что прежде чем утверждать подобные законы, следует заняться здоровьем подростков. Физические нагрузки сегодня может выдерживать далеко не каждый юноша, и перед тем как вводить подобный учебный предмет, следует обследовать школьников всех регионов с выдачей врачебных рекомендаций. 

Представители школ тоже отнеслись к возможному нововведению неоднозначно. Руководитель одного из СУЗ Москвы относится к идее с пониманием. Она полагает, что военно-патриотическое воспитание идёт только на пользу подросткам. Можно, например, вести такие занятия в два часа дня, когда обязательные уроки заканчиваются. В качестве преподавателей директор видит учителей ОБЖ, при условии, что они служили в армии и обладают соответствующими навыками и умениями. Какая-то часть программы может даваться также и в ходе уроков ОБЖ.

Представитель общественного совета Минобразования считает, что милитаризировать школы нельзя, ну а военный учебный курс в школах - вещь полезная. Представитель напомнила, что единых форм военно-воспитательного движения не было и в советских школах. За исключением, может быть, игры «Зарница», которая во многих школах проводится и в настоящее время. Формы военно-патриотического воспитания у учебных заведений сегодня разные, и уделять этому нужно больше внимания. Но не допуская милитаризации внутри школы, полагает она.

Детский психолог не поддерживает идею военного обучения в школе. Молодёжь, по его словам, должна быть настроена не на разрушение, а на строительство. Несмотря на то, что военного положения у нас в стране не предвидится, акты агрессии среди школьников, вплоть до расстрелов и подобных проявлений жестокости, у нас случаются. Не следует приучать детей к оружию с малых лет, и учить им пользоваться, считает психолог. Психолог привёл в пример школьников Сингапура, которые по утрам в школе поют гимн, начинающийся со слов «Мы строим новый Сингапур». Может, аналогично нужно настраивать и российских детей?

Военно-патриотическая программа

Как считает Николай Панков, замминистра обороны, основная задача министерства на данном этапе - разработать и чётко прописать механизмы работы с подростками.

В проекте программы патриотического воспитания на период 2016-2020 год много мероприятий адресовано школьникам и студентам колледжей, за выполнение которых ответственны Министерство обороны и Министерство образования.

Например:

• ежегодное проведение военно-патриотической игры «Игры патриотов» во всероссийском масштабе;
• проведение топографических игр «По тылам фронтов» между регионами. Они будут проходить ежегодно среди подростков, обучающихся по профильным специальностям;
• проведение в 2016 году организационных мероприятий и развертывание в дальнейшем юношеской военно-спортивной историко-патриотической игры «Наследники Победы»;
• ежегодное участие в международных военно-патриотических играх «ЗАРЯ», аналога всем известной «Зарницы»;
• ежегодные межрегиональные соревнования «Школа безопасности», а также межрегиональные лагеря «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный водник» для школьников.

Возрождение Юнармии

Сегодня начата работа по созданию движения юнармейцев. Как отметил Николай Панков, возвращение к тем моделям, которые существовали в Советском Союзе, сегодня невозможно. Однако необходимо учитывать то положительное, что имеется в российском опыте, и добавлять туда всё лучшее, что имеется сегодня в подобных движениях в других странах. Оставлять школьников без внимания - не слишком правильное решение, а вот политизировать движение юнармии, по мнению замминистра, совершенно необязательно.

Идею возрождения в России Юнармейского движения поддерживают и ветераны. Так замглавы объединения офицеров запаса рассказал Интерфаксу-АВН, что ассоциация будет активно помогать возрождению и развитию движения, опираясь на свои региональные представительства.

Полезным и правильным такое решение назвал заместитель директора одной из школ, руководящий кадетскими классами школы. Сегодня в Москве, заявил он, военно-патриотическое образование активно развивается, и показывает хорошие результаты. Кадетские классы есть уже во многих московских школах. Возрождение единого движения в рамках всей России позволит вывести кадетство на новый уровень, и это, по мнению директора, замечательно.


Ян Баранчук, спортивный журналист, комментатор Матч ТВ:

"Я считаю, что в школе к военно-прикладным видам должны готовить в рамках программы соответствующего предмета (например ОБЖ) - 2 урока в неделю было бы вполне достаточно. Но я так же считаю, что необходимо убрать из школьной программы такой предмет, как физкультура и заменить его обязательным посещением спортивных секций, чтобы ставили оценки за тренировки и соревнования и они переносились в журнал. Соответственно, те, кто решают связать свою судьбу с армией и поступить в соответствующий ВУЗ, смогут выбрать соответствующие виды спорта, а не крутить обруч и прыгать через скакалку на физкультуре, попусту тратя время, которое можно провести с пользой."
Автор: Родион Чепалов
1 Комментарий
  • Вот не понимаю, зачем изобретать велосипед? В советских школах и училищах и техникумах была вполне нормальная система. Уроков физкультуры вполне хватало для физической подготовки учащихся. Уже в школе, при этом, были тиры для получения навыков стрельбы и полосы препятствий. Этого вполне достаточно. Начальная военная подготовка - разборка/сборка автоматов и теоретические материалы. Что ещё больше надо для подготовки?
    Политизировать ни в коем случае нельзя.
    И как можно воспитывать патриотизм на отдельно взятых уроках? И что, ставить оценки за патриотизм? Я - патриот на 4 с плюсом?
    Ну и все эти игры-мероприятия должны быть на добровольных началах, если сделают их интересными - то дети сами потянутся и, возможно, такое движение обретет массовый характер.
    А из под палки ни патриотизма не воспитаешь, ни "Зарницы" нормальной не сделаешь.
    Это моё личное мнение.
    Олег Баклагин, 04.01.2017
  • Желаете оставить комментарий?