Город: Все города
Тема дня: Итоговое сочинение: темы, результаты, аргументы

Итоговое сочинение: темы, результаты, аргументы

Школьники, которые готовятся сдавать ЕГЭ, должны писать итоговое сочинение. Поэтому всех интересует, каковы возможные темы работы в 2017 году, какие результаты экзаменов в 2016 году и что ждет нас всех в будущем. 

По сообщению пресс-службы Министерства образования, формат проведения ЕГЭ по русскому языку в форме сочинения не будет меняться в ближайшие три года. На совещании в Министерстве при обсуждении итогов итогового сочинения 2015 – 2016 года единогласно было принято решение не менять форму экзамена.

Результаты написания итоговой работы в этом году были примерно такими же, что и год назад: более 97% абитуриентов, написавших работу, получили по ней «зачёт», и следовательно, смогли продолжить дальнейшую сдачу экзаменов. Наталья Третьяк, заместитель министра, отметила на совещании, что результаты ЕГЭ по русскому языку за последние два года стали значительно лучше, и это в немалой степени обусловлено предварительным написанием итоговой работы в виде сочинения. Экзамен в этом формате — обязательный этап окончания школы. Оценки за итоговую работу не ставятся, получить за неё можно только «зачёт» или, соответственно, «незачёт». Только после зачёта за сочинение ученик получает допуск к дальнейшей сдаче ЕГЭ.

Организационные моменты и критерии оценки

В декабре 2016 года большая часть одиннадцатиклассников уже написала итоговую работу. Экзамен состоялся 7 декабря, другие даты — 1 февраля и 3 мая являются резервными: сочинение будут писать те, кто не смог по болезни написать работу в декабре, кто не сумел получить зачёт с первого раза и выпускники прошлых лет, планирующие сдавать ЕГЭ. Для всех, кто не смог справиться с итоговой работой в первый раз, остаётся ещё два. Время написания работы – 4 часа. Для каждого часового пояса подготавливается свой комплект тем, узнать который можно только за 15 минут до начала экзамена.
Система оценки в этом году была точно такой же, как и в прошлом. Чтобы работа была допущена к оцениванию, она должна строго соответствовать определённым критериям. 
Рекомендованное количество слов — не менее 350, допустимый минимум – 250 слов. Не допускается списывание работы целиком или отдельных её кусков из любых источников. Количество использованных цитат должно занимать в сочинении не более половины объёма.

p808_informaciya_po_temam_sochineniy_2015-2016_sentyabr-.jpg

Прошедшие такой начальный контроль работы дальше оцениваются по целому ряду параметров. Здесь и качество аргументов, и умение пользоваться цитатами, и отсутствие логических ошибок, и грамотно построенная композиция, грамотность, и общее качество письменного изложения.

Комиссия оценивает сочинение не слишком строго. Так чтобы получить зачёт, на 100 слов можно сделать 5 ошибок. А для получения зачёта по качеству речи достаточно только, чтобы комиссия поняла, о чём в первом приближении шла речь в работе.

Для получения общего зачёта достаточно получить положительную оценку по трём критериям из пяти.

Темы и направления сочинения 

Ещё за несколько месяцев до экзамена утверждается пять открытых направлений. Выпускники могут заранее подобрать наиболее интересное направление для рассуждений, выбрать к нему соответствующий литературный материал. Конкретные же темы школьники узнают в день экзамена. При этом все конкретные темы сочинений укладывается в предварительно объявленную тематику.

Все открытые темы – направления этого года включают в себя два противоположных понятия. Следовательно, сочинения должны включать в себя размышления о внутреннем или внешнем конфликте. Как именно в сочинении можно раскрыть суть конфликта, решает сам абитуриент. Это может быть рассказ о герое литературного произведения с комментариями автора работы. Или же речь пойдёт об известной исторической личности, пережившей такой внешний или же внутренний конфликт.

Темы для итоговых работ — вечные темы, волнующие писателей и философов на протяжение веков, поэтому подобрать материал для них не составит особого труда. 

Использовать в работе можно книги российских и зарубежных авторов.

Направления для раскрытия тем итоговых работ 2016 года:

1. Разум и чувство. Предлагается подумать о двух важных элементах внутреннего мира. Они могут находиться в гармонии или же вступать между собой в непримиримый конфликт. Писатели многих стран неоднократно обращались к этой теме, и у абитуриентов не должно быть проблем с подбором литературного материала. Достаточно вспомнить такие шедевры мировой литературы как «Гойя» Фейхтвангера или же «Солнечный удар» Бунина.
7 декабря в Москве в рамках направления предлагалось подумать, как и когда случается конфликт чувств и разума. А в Калининградской области формулировка касалась влияния разума и чувств на поступки.
2. Другое направление — честь и бесчестие. Что предпочтёт человек в сложных для себя обстоятельствах: следовать своим принципам или встать на путь предательства и измены? О возможности или невозможности компромисса со своей совестью говорили десятки классиков мировой литературы. Достаточно вспомнить Паратова из «Бесприданницы» Островского или Арбенина из «Маскарада» Лермонтова.
В Приволжском федеральном округе школьники писали о том, что, по их мнению, может привести человека к бесчестному поступку. На Урале эта же тема была сформулирована чуть по-другому, одиннадцатиклассники рассказывали, почему, по их мнению, важно не запятнать свою честь.
3.Победа и поражение – еще одно направление, рассуждать о нём можно как в историческом плане, так и в нравственном. Писатели часто описывали в своих книгах относительность этих понятий. Ремарк сказал: «Нужно уметь и проигрывать». Соглашались или спорили с писателем школьники московского часового пояса. А вот в Иркутской области сочинение должно было ответить на вопрос, всегда ли поражения приносят разочарования и горечь.
4.Четвёртое направление касалось опыта и ошибок. О том, насколько успешно удается их предотвращать, и возможно ли обойтись без них в жизни. Непосредственно во время экзамена школьники письменно старались ответить на такие вопросы по направлению:
 - Чем ценен исторический опыт?
 - Почему молодые нередко негативно воспринимают опыт старших?
 - Что такое «научиться на горьком опыте»?
 - Хорош ли метод проб и ошибок?
5. Последнее пятое направление итоговой работы — дружба и вражда. О ценности дружбы и взаимопонимании говорили сотни классиков. Наиболее популярный пример — это знаменитая повесть Гоголя о двух поссорившихся соседях, из неё можно почерпнуть отличный литературный материал для работы. В конкретных темах звучали такие вопросы: почему человеку нужны друзья, может ли дружба нести разочарование? 

Нужно готовиться заранее

Знать темы — не самое основное в подготовке. Намного важнее освоить технику написания сочинений, а для этого привязка к определённым книгам не нужна.

Секрет удачного сочинения в сбалансированности его формы и содержания. Только внимательно относясь к одному и другому, можно получить интересную работу. Для содержания необходима идея, которая позволит собрать разрозненные части работы в композицию.

Тема сочинения должна быть эмоционально близка автору. Начать следует с выделения главной мысли, затем потребуется привести примеры и собственное отношение к ним. Аргументировать мнение потребуется с опорой на литературные тексты, желательно использовать произведения из рекомендованного методистами списка.

Все правила написания желательно отработать заранее на тренировочных эссе, и тогда во время итоговой работы не возникнет проблем.

Комментарий

Новина Лидия, преподаватель, репетитор: «Экзамен, в целом, очень полезен. Школьники к нему готовятся, подтягивают грамматику, орфографию. По ходу подготовки накапливают аргументы, которые развивают монологическую и диалогическую речь. Если на экзамене удается создать позитивную атмосферу, то ребята не сильно переживают. У них есть время — целых четыре часа на то, чтобы написать сочинение. Такая подготовка положительно сказывается на общем уровне знаний».
Автор: Родион Чепалов
1 Комментарий
  • Статья Родиона Чепалова, на мой взгляд, является весьма дискуссионной. Соглашусь, что гораздо важнее освоить технику написания сочинений, чем знать сами темы. Однако у меня порой возникает ощущение, что наше государство из детей хотят сделать роботов. Ведь самое главное для них сейчас, чтобы они делали поменьше ошибок. Но в том же произведении "Война и мир" их более 10.
    Karolina Dostoevsky, 15.01.2017
  • Желаете оставить комментарий?