Какой должна быть школьная библиотека?

Сегодня Министерство Образования РФ поставило новую цель: разработку новой концепции национальной единой сети школьных библиотек. Предполагается, что в рамках такой электронной сети будет создаваться единый для всей страны каталог литературы, изучаемой в рамках школьной программы, а также единая система распространения новых и прогрессивных педагогических методик.

Концепция национальной единой сети разрабатывается на период с 2016 по 2020 год и будет в себе содержать:

-анализ состояния книжных фондов библиотек школ и других образовательных учреждений,
-рекомендации по их переоснащению и модернизации;
-типовые положения, касающиеся школьных библиотек;
-а также рекомендации по конкретным мероприятиям, нужным для того, чтобы национальная единая сеть была создана как можно быстрее, и в как можно более полной форме.

Основным организационным мероприятием в этом плане Министерство считает создание единого Центра, создаваемого на базе библиотеки им. Ушинского и выполняющего информационные и методические задачи.


biblio.jpg


Задачи создаваемого центра:

-поддержка библиотек образовательных учреждений методическими разработками. Что здесь имеется ввиду? Учебно-методические материалы, дидактическая литература для учителя;
-разработка единых требований к программам, по которым будут повышать свою квалификацию школьные библиотекари и администрация школ.

Будет разработан единый электронный каталог необходимой литературы, имеющий общую картотеку. Создание единой системы карточек даст возможность библиотекарю сократить работы по созданию каталога конкретного книжного фонда. Кроме того, перестройка и обновление библиотечной работы будет сопровождаться регулярными консультациями и мониторингом состояния библиотек.

Алексей Валерьевич Габов, и.о. директора НПБ им. Ушинского, сказал в интервью корреспондентам РИА Новости, что сети школьных библиотек сегодня развиты во всех развитых странах. И поддержкой практически каждой сети выступает единый центр. Во времена СССР таким действующим центром была как раз НПБ им Ушинского. Сегодня накопленный опыт необходимо использовать для помощи школьным библиотекам в масштабах всей страны.
После разработки единой концепции развития на её основе будет создан план мероприятий по реализации. Предполагается начать выполнение плана модернизации школьных библиотек и перевода их на цифровые рельсы уже в этом году. Финансироваться модернизация будет за счёт средств, выделяемых на ФЦП развития образования на период 2016-2020 года.

Перспективы

Что в перспективе могут получить сами школьные библиотеки, заведующие ими и сотрудники, ученики и учителя школ от включения в единую сеть и от создания единого электронного каталога?

В первую очередь, будет проще следить за наличием в каждой школе определённых учебников и дидактических материалов. Это важно, ведь даже, например, в московских школах периодически возникают ситуации с нехваткой определённого вида пособий. Создание единого электронного билета, как элемента единой сети, даст возможность постоянно анализировать использование школьниками неучебной литературы и выявить ряд книг, имеющих наивысшую популярность. Именно такими книгами целесообразно будет доукомплектовывать фонды библиотек.

Библиотекой в школе пользуются не только ученики, но и учителя. Единая электронная сеть сможет выявлять наличие или отсутствие в конкретной школе современных методических пособий. А также то, насколько пособия, а следовательно, и сами методики востребованы учителями. Таким образом, появится дополнительная возможность стандартизировать образовательные программы и процессы.

Единая сеть и электронный каталог 

Вот какие преимущества единой сети библиотек приводит заведующий библиотекой одной из школ:

-значительно упрощается работа со статистическими отчётами, так как вся статистика выкладывается в открытый доступ.
-Родители получают возможность использовать электронный каталог, чтобы подобрать ребёнку книги для чтения или посмотреть данные об определённом учебнике.
-Учителя смогут выбирать книгу для внеклассного чтения исходя из возможности конкретной библиотеки.
-Общественность сможет задавать вопросы о качестве книжного фонда библиотеки, о качестве её финансирования.
-Всё это будет способствовать привлечению внимания к проблемам школьных библиотек и их состоянию.

Вполне вероятно, что станет возможным книгообмен между библиотеками. Допустим, в одной школе учатся по одному учебнику. И в то же время в библиотечном фонде есть запас учебников другого автора. Можно перебросить их для нуждающейся именно в этих учебниках школы.

Повысится самостоятельность школьников в выборе книг. Часто дети не всегда знают название нужной им книги и её автора, и библиотекарю в таких случаях не позавидуешь. 

Когда заработает электронный каталог, ребёнок сможет сам выбрать книгу или же обратиться к взрослому за помощью, а уже после этого прийти к библиотекарю с грамотным запросом.

Чуть больше стандартизации или новая педагогика?

Единая электронная сеть школьных библиотек предполагает и повсеместное распространение современных методик преподавания, а значит, и определённую стандартизацию образовательного процесса, а также более строгий контроль методик, используемых преподавателями во время уроков. Если мы стремимся к определённым стандартам в образовании, то это, несомненно, тенденция положительная. Однако все ли преподаватели думают о перспективах новой педагогики также?

У библиотекарей есть в этом аргументированные сомнения.

О том, какими методиками пользоваться, и как учить по обычным учебникам, знают все преподаватели. Основные методики работы с учебником известны ещё со времён его изобретателя, Яна Амоса Каменского, то есть уже три столетия. И вот пришло время цифровых технологий. С одной стороны, они открывают широчайшие возможности, но для того, чтобы в полной мере ими воспользоваться, нужно поменять методику преподавания. Да, это и предполагается делать, об этом и идёт речь в новой концепции. Но поменять методики придётся полностью. Учитель перестаёт быть носителем истины. С развитием цифровых технологий в педагогике дети будут учиться самостоятельно, черпая нужные сведения в интернете, а учитель будет определённым образом организовывать работу и ставить перед ними задачи.

Но психологи из АПК и ППРО после ряда тестов выяснили, что более четверти учителей пришли работать в школу именно из-за возможности учить, открывать детям глаза. Как скажется на них необходимость перестроиться и превратиться из учителя, несущего истину, в своего рода экскурсовода по морю информации?

Психологи утверждают, что примерно 30 % тех учителей, кто шёл в школу с такой мотивацией, перестроиться не сумеют. Остальным тоже потребуются курсы повышения квалификации. Так что единая сеть школьных библиотек, вполне вероятно, лишь первый шаг к глобальным изменениям и созданию действительно новой педагогики.


Комментарий:

Денис Меркулов, общественный деятель, председатель комиссии по развитию гражданского общества ППРД при Президенте РФ:

«Библиотеками пользовался в школьном возрасте. В основном необходимый минимум для школы там имелся. Не задумывался над тем, насколько она была эффективной и удобной. Наверно нужно проработать досконально и выявить конкретные потребности школьников и педагогов в библиотечном фонде. Необходимо сделать сбалансированный фонд, исключив невостребованные позиции и добавив то, что актуально. Для большей эффективности необходимо наладить несколько "ресурсных центров" (можно их создать при крупных библиотеках, например, одну или несколько в каждом округе Москвы), которые могли бы обслуживать большое количество библиотек на предмет более редкой литературы и наладить быструю логистику в этой сфере, тогда школьные библиотеки станут работать более эффективно.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?