Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Присоединение России к Болонскому соглашению

shaking_hands.jpgВ июне 1999 года подписали Болонскую декларацию, целью которой была гармонизация в системе высшего образования стран Европы. По сути, это добровольный процесс, в который можно включаться или нет. Данная система была разработана для того, чтобы повысить уровень престижности Европейских ВУЗов, повышая роль университетов в развитии культурных ценностей граждан. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получали образование в Болонском процессе, считаются более перспективными и у них выше шансы на трудоустройство. Дипломы, которые были получены в ВУЗах, где работает данная система, позволят трудоустраиваться и развиваться в странах Европы.

Россия и Болонское соглашение

В 2003 году Россия вошла в число участников Болонского процесса. Теперь студенты ВУЗов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в странах Европы. Мнение среди студентов различное. Кто-то считает, что данная система способствует тому, что из страны будут выезжать квалифицированные кадры и работать в странах Европейского Союза на самых низких должностях, а кто-то видит в этом реальные перспективы. Болонская система предполагает не только изменение программ, по которым будут обучаться студенты, но и её усложнение. При этом вводится совершенно новая система оценки, к которой нужно постепенно привыкать. Считается, что в России и так довольно высокий уровень образования, но участие в Болонском процессе позволит разделить выпускников на две основные категории: люди с конкретной специальностью и сформированная профессиональная элита.

Плюсы и минусы Болонского процесса

Многоуровневая система подобного обучения позволяет студентам самостоятельно работать над собой и над своим будущим. Сложности в обучении и повышение стоимости на образование будут способствовать тому, что получить образование смогут только реально способные на это люди. Если говорить о плюсах работы данной системы в России, необходимо упомянуть следующее:

1. В силу того, что принята общая система оценивания знаний студентов, введена модульная система, и студенты и преподаватели должны усердно работать для достижения результатов;

2. Узкая подготовка студентов к определенной специальности, которая предполагает четкую специализацию, позволяет не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы;

3. У студентов появляется возможность предоставлять свои услуги на территории Европы;

4. Накопительная система позволяет автоматически получить оценку за контроль знаний, будь это экзамен или зачет. Все, что студент заработал, он может перевести в реальную отметку. Это освобождает от необходимости подготовки к экзаменам;

5. Мобильность, которую предполагает Болонский процесс, позволяет начать обучение в одном ВУЗе, а окончить его в другом. При этом это может быть как ВУЗ родной страны, так и любой Европейский ВУЗ.

Основными минусами можно обозначить следующие моменты:

1. Болонская декларация предполагает построение образование в европейских традициях. С учетом различий ментальности и традиций это сделать довольно непросто;

2. Велика вероятность того, что реальные, квалифицированные специалисты начнут переезжать в Европу, за счет чего может быть снижен уровень образования в стране;

3. Накопительная система для многих наших студентов становится чем-то удобным для того, чтобы не учиться, а писать какие-то работы, за которые можно получить баллы и автоматическую оценку. Это реально снижает уровень знаний студентов;

4. С появлением данной системы в России меняются ученые степени, и разрушается целая система образования, которая строилась годами. 

Автор: Юлия Маштак
4 Комментария
  • В Болонском соглашении есть замечательные слова: "Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран". Бесспорно, что российская культура и сложившаяся в ней система высшего образования имели не мало привлекательного для других стран. Ставился ли при присоединении к Болонскому соглашению и будет ли ставиться в дальнейшем вопрос о принятии достоинств нашей системы странами-частниками этого соглашения? Если нет, то безоговорочное вхождение России в Болонский процесс абсурдно.
    Виктор Никитенко, 08.12.2013
  • На мой взгляд болонское соглашение было принято зря. Особенно если учесть то, что в СССР были самые лучшие специалисты, которых вырывали с руками и ногами, а сейчас эти специалисты, которые хоть и уезжают за границу, там работают никем. К тому же возможность начать обучение в одном университете и закончить в другом очень плохо по той причине, что начинают учиться на учителя физкультуры, а заканчивают на хирурга, замечательный хирург получится. А что касается "все "западное" - несомненно лучше, чем все российское" это да, но не СССРовское
    Юлия Чуднова, 28.08.2013
  • Да ну ладно. Нормальное соглашение. К каждому договору можно относиться совершенно по разному. Как с пессимизмом, так и с оптимизмом. В любом случае это прорыв по отношению в европейским государствам.
    Алексей Марченко, 14.02.2013
  • По моему мнению, присоединение к Болонскому оглашению было шагом явно поспешным, проделанным на волне популярных в то время убеждений, что всё "западное" в любой сфере деятельности - несомненно лучше, чем всё российское.
    Старсений Иванов, 19.01.2013
  • Желаете оставить комментарий?