Проблемами трудоустройства выпускников озаботились на самом высоком уровне. Министерства пытаются сделать обучение целевым, а заодно и полезным. Но все ли студенты знают, чему хотят учиться?
Печальные итоги
В прошлом 2014 году Министерство образования проводило совместные исследования, касающиеся трудоустройства выпускников вузов после того, как они заканчивали обучение. Исследования проводились совместно с Рособрнадзором и Пенсионным фондом и были весьма масштабными: задействовано было более 30 вузов как федерального, так и регионального значения. Как выяснилось, оно показало неутешительные результаты: четвёртая часть выпускников не может устроиться работать по только что приобретённой специальности. Большинство из тех, кто не нашёл работу, соответствующую полученному диплому, трудоустроились там, где только что полученная специальность, а скорее, и полученное образование в целом, не было востребовано. Святослав Сорокин, замначальника департамента государственной политики в области высшего образования, выступая на заседании «круглого стола», посвящённого взаимоотношениям высших учебных заведений и работодателей, назвал такое положение дел серьёзной проблемой.
Действительно, получается так, что значительные суммы, выделяемые из федерального бюджета на обучение и подготовку молодых специалистов, расходуются нерационально — видимого результата не приносят вообще. В связи с таким положением дел господин Сорокин заявил, что в законодательство будут внесены определённые изменения, и касаются они норм обучения и, соответственно, целевого приёма в учебные заведения.
Как будет меняться подход?
Согласно изменению в законах, увеличатся в рамках такого обучения объёмы обязательств, которые сейчас берут на себя и работодатели, и сами высшие учебные заведения. Специалистам, закончившим вуз, будет гарантировано трудоустройство сразу после получения диплома. В процессе обучения также увеличится количество мер социальной поддержки студентов. К таким мерам, прежде всего, относятся стипендии и компенсации на время прохождения практики.
Но число обязанностей возрастёт и у молодых специалистов. Если после окончания учёбы выпускник решит отказаться от трудоустройства, ему придётся компенсировать предприятию, направившему его на целевое обучение, затраты на свою подготовку. Причем компенсация будет происходить в двойном размере.
Как считает Святослав Сорокин, такие меры окажутся действенными, и ситуация с устройством молодых специалистов на работу, будет улучшена. Чем большее количество студентов, обучающихся по целевым программам, будет в данном университете, тем большее число бюджетных мест будет ему предоставлено.
Господин Сорокин привёл пример действующего проекта, реализацию которого Минобрнауки начало в прошлом году. Текущий проект касается увеличения престижа инженерных специальностей. В 2014 году 3 000 студентов обучались по целевым программам на специальностях, связанным с оборонными отраслями. Такое обучение оказалось возможным, так как заинтересованные в целевом обучении работодатели выделили на него дополнительные средства.
В законодательство уже внесены изменения, касающиеся подсчётов и прогнозирования контрольных цифр приёма в университеты на педагогические и связанные с педагогикой специальности. Уже через год, в 2017 году, объёмы целевой подготовки молодых специалистов в интересах работодателей заметно повлияют на число бюджетных мест, предоставляемых в высших учебных заведениях.
Задачи поставлены, что в итоге?
Какой же результат мы получим в результате изменения законодательства? В первую очередь, изменение действительно сложной и неприятной ситуации с 25% нетрудоустроенных по специальности молодых специалистов. Но если копнуть чуть глубже?
Чтобы ответить на вопрос, дадим определение целевому обучению. Целевая программа обучения — это возможность получать образование бесплатно, по направлению от какого-либо предприятия. При таком виде обучения между студентом, предприятием и вузом заключается определённого вида договор. После того как молодой специалист закончит учёбу, он должен определённое время работать на том предприятии, которое направило его в вуз, и при этом выделило деньги на его обучение. Если выпускник по каким-то причинам не хочет работать на предприятии, выдавшем ему направление на учёбу, он должен возвратить все затраченные на обучения средства, причём, в двойном размере.
При этом студент должен любить свою профессию и действительно хотеть ею овладеть. А для этого ему бы хорошо пройти профориентацию.
Ожидаемые плюсы и минусы
Какие плюсы можно сформулировать в контексте обучения на целевом направлении? Стимул для учёбы студентов, их уверенность в будущем трудоустройстве, и, вполне вероятно, в будущее, в общем смысле этого слова. Ещё один плюс целевого обучения — возможность учиться на бюджетной основе. Плюс весьма существенный, особенно для тех студентов, которые не добрали баллы для поступления на бюджетное отделение, но не имеют возможности обучаться на платной основе. Сегодня поступить в институт по целевому направлению намного проще: для таких поступающих — отдельный конкурс, причём, даже в самом престижном вузе он не превышает 2 – 2,5 человек. Впрочем, в связи с изменением в законах, этот пункт, скорее всего, будет, изменён.
Более того, это решённые вопросы относительно стипендии, гарантированное место, где можно проходить практику, как ознакомительную, так и преддипломную. Иногда направляющее на учёбу предприятие помогает студенту-целевику с жильём, оплачивая общежитие или помогая с поиском съёмной квартиры.
Предприятие, направившее студента на обучение, будет оказывать помощь в поиске рабочего материала для научных и исследовательских работ, в том числе и студенческих курсовых.
Возвращаясь после окончания учёбы на предприятие, молодой специалист будет гарантированно трудиться по специальности, то есть в любом случае получит практический опыт работы.
Плюсов очень много, а что можно сказать о минусах? Их тоже достаточно. Независимо от того, как у студента в процессе обучения меняются планы и жизненные обстоятельства, после завершения учёбы он обязан выйти на работу в том городе и на том предприятии, которое выдало ему направление на учёбу.
Может случиться так, что заработная плата на данном предприятии окажется существенно ниже той, что предлагают другие предприятия отрасли. Вполне возможно, что на этом предприятии для бывшего студента не предвидится никаких перспектив карьерного роста.
Обучаясь на целевом направлении, студент не сможет сменить специальность. Исключение составляет случай, когда новая специальность теснейшим образом связана со старой, но и в этом случае вопрос придётся долго "утрясать" с кураторами.
Организация работодатель будет явно ожидать, а вероятно, и требовать, успешной учёбы от студента.
Нередко бывает так, что в своём выборе студент разочаровывается, но происходит это только на втором, а то и на третьем курсе. Что делать тому, кто в процессе обучения понял, что выбранная профессия всё-таки не для него? Получается, что направление на учёбу от предприятия — это плюс для тех студентов, которые точно уверены в своём выборе и готовы при любых обстоятельствах остаться в родном городе для того, чтобы отработать положенное время после окончания обучения.
Комментарий:
Галина Охотникова, школа профессий PROдвижение:
Молодые специалисты после окончания вузов не могут устроится по специальности. По итогам исследования, которое проводило министерство образования за прошлый год, 25% выпускников вузов не смогли устроится на работу по специальности. В гарантированном трудоустройстве может помочь целевое образование. Студенту должна нравиться будущая профессия. Для этого нужны профессионально-ориентированные практики для школьников: это и мастер-классы, экскурсии на производство, знакомство детей с профессиями, с профессионалами своего дела. О профессиональном будущем детей надо заботиться со