Творческие предметы должны остаться в школах, убирать их или заменять какими-то другими – нецелесообразно. Так считает Ольга Васильева, министр образования. По её мнению, убирать определённый минимум творческих школьных дисциплин из образовательной программы не должна ни одна школа. Как это мнение соотносится с образовательными стандартами и для чего в школе изучать творческие предметы?
Приоритетные школьные дисциплины: какие?
ФГОСы предполагают переход на профильное обучение в старшей школе, и уже в самом скором времени любой школьник сможет выбрать интересующий профиль, по которому будет обучаться. В рамках каждого профиля выделяется 6 дисциплин для обязательного обучения и плюс к этому – несколько уроков по выбору. С творческими предметами при этом складывается действительно сложная ситуация, так как не только современные школьники, но, часто, и педагоги считают, что они — далеко не самые важные.
Одна из проблем сегодняшнего «цивилизованного мира» в том, что приоритеты образования не соответствуют жизненным приоритетам.
Действительно, рейтинг школьных предметов сегодня примерно таков: точные дисциплины, затем гуманитарные, затем естественнонаучные. И уже вслед за ними идет физкультура, «технология» и творческие дисциплины.
Но ведь в жизни все не совсем так. Стремление к красоте находится на одном из первых мест и является двигателем как общественных институтов, так и самого человека. Задачи, которые действительность ставит перед человеком, требуют нестандартных решений. Такие решения может найти только человек с развитым творческим воображением. Однако развить его современная школа не сможет, пока предметы художественно-эстетического цикла выполняют в школе роль «украшения» учебного плана. А система художественно-эстетического образования не только не просматривается, но даже и не намечена в проектах.
Творческие предметы и задачи, которые они решают
Такая ситуация уже привела к тому, что творческие предметы рассматриваются не как учебные дисциплины, влияющие на развитие духовности и творческой фантазии школьника, а как обучение начальным навыкам рисования и музыкальной грамоты, что действительно сегодня вряд ли можно назвать необходимостью для каждого.
Поэтому и возникает в образовании такая ситуация: наличие в образовательном процессе предметов, которые не востребованы ни детьми, ни их родителями, ни сами педагогами. Учителя не всегда тоже не знают, зачем конкретно они включены в учебный процесс.
Учителя ИЗО и музыки сегодня оказываются в школе даже не на вторых, а на третьих ролях, так как отсутствие целостной системы художественного и эстетического воспитания не позволяет корректно оценивать их работу. Дети что-то рисуют и что-то поют? Это хорошо. Не поют и не рисуют – тоже ничего страшного, не всем же быть музыкантами и художниками. Согласитесь, учителю математики или русского языка никто такого не скажет?
Отсутствие грамотного подхода к определению роли творческих предметов в системе школьного образования не позволяет этим предметам хоть как-то повлиять на развитие творческой личности.
А ведь желание практически всех детей детсадовского и младшего школьного возраста рисовать, лепить, петь — это не только отражение склонностей, свойственных конкретно этому возрасту. Так у детей проявляется природная тяга к самовыражению и творчеству.
Одна из основных задач школьного образования — поддержать эту тягу, развить её, а она уже в дальнейшем будет выражаться по-разному: в литературных способностях или способностях к математике, физике. Ведь творчество – это не конкретная специальность «художник», или, скажем, «химик», а процесс активного познавания.
Начало творческого развития как раз и должны давать творческие предметы, позволяющие сформировать основу творческого мышления и изучаемые с первого класса, хотя бы до девятого. Увлечённых и одарённых детей учат в школах искусств, в художественных и музыкальных школах. Это те дети, которые хотят связать свою жизнь с творчеством. Или же те, чьи родители растят гармонически развитую личность. А что может сделать учитель общеобразовательной школы для формирования способностей учеников? Об этом нужно серьёзно думать.
А что с творческими школьными дисциплинами за рубежом?
В наиболее развитых странах отменяются уроки пения, рисования, дизайна. В Лос–Анджелесе, штат Калифорния, из 700 имеющихся школ только в 35-и есть возможность преподавать «уроки искусств» в количестве, указанном в программе. Число таких уроков сокращено до минимума, а в некоторых школах отменены вообще. А ведь это Лос-Анджелес, славящийся своими культурными традициями. Причин сразу несколько: перевод учебных дисциплин на тестовую форму оценки и урезание финансирования.
Такая же ситуация и в английских школах. Правда, причины сокращения количества уроков отличаются: ученики сами отказываются от изучения искусств. За последние годы число школьников, выбирающих дисциплины, связанные с дизайном, сократилось в школах Англии почти наполовину. В 2015 году всего около 7% выпускников сдавали AS Level (предуниверситетская подготовка) одновременно по естественнонаучным дисциплинам, и по творческим. Это привело к тому, что число преподавателей этих дисциплин за 5 последних лет снизилось на 14%.
Тенденция, вызывающая, по меньшей мере, удивление, отмечается и в Японии. Там убирают из обязательных программ как творческие предметы, так и большую часть гуманитарных предметов в принципе. Власти призвали школы и вузы Японии сосредоточиться на тех школьных дисциплинах, которые в большей степени соответствуют потребностям современного общества.
И уроки творчества в этот перечень, по всей видимости, не вошли.
В нашей стране пока радикальных перемен в преподавании творческих дисциплин не намечается, более того, разработано много эксклюзивных методик преподавания музыки и ИЗО. Если министерство образования нацелено на то, чтобы обязательно сохранить в обязательной программе такие уроки, есть надежда, что методики буду востребованы.
Комментарий:
Панченко Елизавета, композитор, мультиинструменталист, педагог, член Союза композиторов Санкт-Петербурга:
«Я считаю, что есть веские причины в общеобразовательных школах вводить уроки музыки. Первая причина, на мой взгляд, в пользе занятий музыкой для развития мелкой моторики, с одной стороны, и, с другой стороны, абстрактного мышления и воображения. Слушание несложной, "дружественной" музыки в хорошей тёплой обстановке, чередующееся с ритмическими импровизациями, которые под силу практически любому ребёнку, это, на мой взгляд, будет хороший подход для развития чувства ритма, воспитания хорошего общеэстетического вкуса через музыку. Ритмические импровизации, которыми я занимаюсь со своими юными учениками-композиторами, основаны на методе занятий Андрея Николаевича Котова, руководителя ансамбля "Сирин". Любые подобные групповые техники связаны, так или иначе, с методами т.н. Орф-педагогики. Плюс таких занятий в том, что в них можно вовлечь с радостью и пользой человека почти любого возраста и уровня подготовки. Результаты занятий - улучшение чувства ритма, координации, свободы и здоровой раскрепощенности тела. И, конечно, развитие музыкального слуха!
Кроме того, в условиях тотальной "оцифровки" нашей повседневности, для детей и подростков, разум и тело которых ещё активно формируются, здоровое позитивное творческое развитие ума и двигательных способностей, так сказать, вне гаджета, является важнейшей задачей для воспитания творческих, свободных и вместе с тем организованных людей.
Под дружественной музыкой я подразумеваю гармоничную музыку, от раннего барокко до наших дней, минуя додекафонию, сериализм, постсериализм и другие направления постмодернизма в музыке, изучение которых имеет узкоспециализированную направленность.
И по поводу "где взять кадры". Из музыкальных вузов страны выпускаются талантливые ребята, которые могут и хотят работать с детьми. Освоить эту методику просто, если ты уже в профессии. Вопрос в системе и "зарплатной" поддержке этой прекрасной творческой работы».