Минувшей осенью во многих школах России уже прошли уроки НТИ, и предполагается, что они теперь станут ежегодными. Что это такое, и зачем нашей школе ещё один новый урок?
НТИ – означает Национальную Технологическую Инициативу. Проект этот возник довольно давно – в 2014 г. Тогда Владимир Владимирович Путин назвал НТИ важным приоритетом политики государства. В своём послании Федеральному Собранию президент РФ сказал, что прогнозирование на долгосрочный период (10 – 20 лет) должно определить, что именно из передовых технологий будет наиболее успешным для решения задач обеспечения безопасности нашего государства, повышения качества жизни россиян и создания в слоне нового технологического уклада.
Проект НТИ
НТИ представляет собой системные комплексные решения, позволяющие отыскать те самые инновационные технологии, направления развития и механизмы вовлечения и поощрения тех, у кого имеются для этого все необходимые компетенции.
Как производится выбор этих ключевых технологий? Учитываются ведущие мировые тренды, приоритет при этом отдаётся сетевым технологиям, работающим в тесной привязке к человеку, являющемуся в итоге конечным потребителем.
НТИ разрабатывают проектные команды, производственные компании, готовые использовать инновационные разработки. Вовлечены также деловые центры и университеты, различные профессиональные сообщества и эксперты.
Вот лишь несколько рынков НТИ:
EnergyNet – распределённая энергетика: разработка оборудования, ПО и сервисов для интеллектуальной энергетики.
FoodNet – системы получения и доставки продовольствия и питьевой воды, в которых все технологические процессы автоматизированы и роботизированы.
MariNet – цифровые навигационные системы, инновационные технологии судостроения и освоения водных ресурсов.
А всего таких рынков 9, и охватывают они самый широкий спектр инноваций.
Представление проекта в школе: уроки и олимпиада
Каким же образом проект приходит в школу? Заинтересованные педагоги получают методические материалы, тесно привязанные к учебному предмету, который они преподают. Затем собирают из них либо один обзорный урок, либо серию таких уроков, на которых будут рассказывать о ключевых технологиях, о технологических инициативах и о том, каких же конкретно специалистов потребуют соответствующие рынки НТИ.
Сегодня разработано несколько сценариев уроков, разбитых по определённым направлениям.
Допустим, выбрано направление «Человек». Старшеклассникам будет рассказано о бионике, о возможностях редактирования генома, о превентивной медицине, постепенно приходящей на смену клинической.
Если выбирается тематика «Информация», будет рассказано о блокчейне, больших массивах данных, о квантовых разработках.
Что всё это может дать? Изучение стратегии НТИ показало, что для общего прорыва в технологическом плане потребуется 300 тысяч специалистов с инженерным типом мышления, готовых к решению нестандартных, так называемых «прорывных» проблем и задач. И подготавливать специалистов необходимо ещё со школы.
И сами учителя весьма заинтересованы в расширении содержания учебных предметов и усилении мотивации учащихся. Урок НТИ может показать взаимосвязь школьных дисциплин и тех задач, которые будут стоять перед инженерами будущего. Помогут учителям в проведении таких уроков изобретатели, учёные, инженеры, финансисты. Их небольшие интервью уже включены в методические материалы. В последней трети урока предусмотрена командная мобильная игра: дети становятся конструкторами, биологами, инженерами другого профиля, и пробуют найти решения проблем, стоящих перед человечеством уже сейчас и в будущем.
Цель урока – привлечь интересующихся инновационными технологиями школьников с 8 по 11 класс, к решению проблем, не описанных в стандартных учебниках, а действительно стоящих перед инженерами и технологами. Сделать это школьники смогут, участвуя в Олимпиадах НТИ. Если ребёнок пройдёт все их этапы и добьётся победы, он получит 100 баллов на ЕГЭ, и станет студентом престижного университета.
Сегодня попробовать себя в новейших профессиях школьники могут в кружках дополнительного образования, и это немало. Однако существует парадокс: школа сегодня – место фундаментального образования, которое полностью отодвинуто от сиюминутных проблем и задач. В школе – только вечные темы. Это понятно, но любая задача, оторванная от реальности, перестаёт быть интересной. Вот здесь на помощь может прийти урок НТИ. Он восстанавливает связь между уроком с его классическими школьными задачками, и проблемами, стоящими перед человечеством и уже сейчас, и в будущем.
Особенности урока
Тематику (направление) «Человек» могут провести учителя разных профилей. Так, например, учитель биологии может рассмотреть задачи, связанные с генетическими проблемами, а учитель информатики в том же направлении может создать программу, связанную, допустим, с выполнением текущих профессиональных задач в состоянии различной степени усталости, и затем сравнить данные ЭЭГ на разных этапах деятельности. А учитель литературы в рамках той же тематики – обсудить образы инженеров будущего.
Сегодня принято считать, что настоящим – реальным делом человек займётся после окончания института, а до этого перед ним ставятся только типовые - адаптированные задачи. В школе же о новых прогрессивных технологиях, требующих внедрения, говорить не принято, так как для школы у них слишком низкий «порог входа». Но на самом деле, это не совсем верно. Уже в декабре 2018 года старшеклассники, принявшие участие в олимпиаде НТИ, предложили готовые разработки благотворительным фондам России. Что это, как ни решение актуальных задач? Учащиеся, проявившие интерес к снимкам из космоса в рамках урока НТИ, смогут уже этой весной принять участие в программе «Бельки 2019». Она занимается корректировками курса ледоколов, чтобы они не проходили по локациям бельков.
В игру, которой завершается урок, направленную на работу в команде, внесён и соревновательный аспект, и элементы кооперации.
Урок НТИ может провести не только учитель- предметник, но и педагог дополнительного образования, воспитатель, классный руководитель, это позволяют методические материалы: урок из них складывается по принципу конструктора. В материалах есть нестандартные задачи, имеющие выраженную практическую ориентацию, видеоматериалы, мобильная игра, рассчитанная на командное участие. Всё это находится в открытом доступе.
Комментарий:
Роман Беславинский, репетитор: «Мне кажется, что национальная технологическая инициатива не может быть расписана на 10-20 лет вперед, как того требует государство. Ведь мы не знаем, какие технологии придут даже через год. А на десятилетия мы точно рассчитывать не можем. Разве знали мы, что нас ждет блокчейн, 5G, токены-биткойны и прочие новинки? Так и сейчас мы не знаем, что нас ждет. Мне сложно предположить, что сможет учитель рассказать нового из мира научно-технического прогресса детям, которые читают новости в интернете и знаю все про умные гаджеты. Но, наверняка, учитель может вселить в них уверенность, что они вырастут и смогут как-то влиять на происходящие процессы, быть проводниками этой научно-технической революции».