В Москве уже работает пилотный проект по стажировке подростков. Если он окажется успешным, то постепенно распространится на другие регионы РФ, и несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет будут по-новому решать вопросы с профориентацией.
Как следует из самого названия проекта, он направлен на ознакомление школьников старших классов с основами профессий. Во время стажировки московские школьники смогут не только получить начальные навыки в заинтересовавшей профессии, но и научиться более продуктивной коммуникации. Правительство Москвы опубликовало на официальном сайте постановление о реализации проекта. Темы, освещаемые в положении:
1. Кто именно получит возможность (право) участвовать в стажировке;
2. Какой объём мероприятий предусмотрен в процессе стажировки;
3. Какие правила набора подростков;
4. Социальная поддержка учащихся, прошедших стажировку. Предполагается, что подросткам будет выплачиваться стипендия в размере прожиточного минимума. Однако только в том случае, если стажировка будет пройдена от начала до конца, и с положительным результатом.
Отдельное внимание в постановлении уделяется вопросам безопасности подростков: ни одно мероприятие в рамках проекта не должно создавать угрозу для здоровья стажирующегося.
В первую очередь, возможность пройти стажировку предложат детям из семей, требующих особого участия компетентных структур: это дети из малообеспеченных семей, из многодетных семей, подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации, и другие проблемные категории. Реализация пилотного проекта даст возможность на практике оценить, действительно ли этим школьникам стажировка необходима больше, чем детям из семей более благополучных. А также насколько эффективной окажется социальная поддержка в размере прожиточного минимума.
Само прохождение мероприятий по профориентации строго регламентировано.
Стажировку планируется разбить на две части. Одна – теоретическая. Временной интервал — два дня, по четыре часа теоретических занятий в день. Далее 16 дней, и тоже по 4 часа в день, будут проводиться ознакомительные мероприятия в городских организациях. Важно, что трудиться подросток не будет, он будет лишь знакомиться с направлениями деятельности организации, чтобы лучше понимать как она работает, и какие навыки понадобятся для трудоустройства. Участвовать в стажировке могут только подростки, проживающие в Москве и здесь же прописанные.
Организаций выбрано много, и все они интересные сами по себе, и для подростков особенно.
Это, прежде всего, учреждения социальной защиты; культурные и спортивные организации. Имеются в виду организации, которые курируются городскими префектурами.
Список организаций и специальностей, по которым будет проводиться стажировка, будет публиковаться сразу на двух сайтах:
• на сайте департамента труда и соцзащиты https://dszn.ru/;
• на сайте ГБУ "Моя карьера" https://mycareer.moscow/#/about/info.
Что необходимо для прохождения стажировки
У подростка должно быть разрешение от родителя и опекуна. С ним он обращается в департамент или центр занятости ГБУ « Моя карьера». К каждому подростку будет прикреплён наставник. В его задачи будет входить контроль посещаемости профориентационных мероприятий, контроль поставленных перед подростком задач. Соответственно, если подросток не будет посещать занятия, будет считаться, что стажировку он не прошёл, и социальную поддержку он не получить.
Деньги за успешное прохождение будут выделяться в рамках программы соцподдержки москвичей.
Подростки и трудоустройство
Современные старшеклассники начинают рано стремиться к самостоятельности. Почти все хотят работать, чтобы заработать самостоятельно на новые гаджеты. Однако защитить свои права при этом дети не могут. Подростку, которому ещё не исполнилось 18 лет, непросто устроиться на хотя бы немного интересную работу. А подростку, которому ещё не исполнилось 16 лет, - ещё сложней. Даже если работа не запрещена, работодателю она абсолютно не выгодна. Сложными и тяжёлыми заданиями подростка загрузить нельзя, работать он может только 4 часа, а ответственность по закону у такого работника – никакая. Отсюда вывод: цели работодателей и подростков практически не пересекаются, а если и пересекаются, то только неофициально.
Можно ли как-то изменить ситуацию, и что говорит об этом закон?
А закон утверждает, что работать можно с 14 лет. Причём официально, с открытием трудовой книжки. Но вот обязательства у работодателя перед школьником возрастает в несколько раз в сравнении с взрослым работником. Чтобы трудоустроиться, подростку сегодня необходимо обратиться в центр занятости и поинтересоваться вакансиями для несовершеннолетних.
И вот тут окажется, что не так их и много.
В летний период вакансии связаны с уборкой территории. Иногда федеральные компании из сферы розничной торговли, развлечений, общепита набирают вспомогательный персонал.
Если официальное трудоустройство не является целью, можно устроиться промоутером, аниматором, интервьюером. Для тех, кто решил затем работать в мире рекламы и маркетинга — предложение весьма интересное, и неплохо оплачиваемое.
Неофициально можно устроиться курьером. Правда, у несовершеннолетнего будут строгие ограничения по подъёму тяжестей. Если подростку не противопоказан и интересен ручной труд, он может попробовать себя на АЗС и СТО. Творчески настроенные подростки могут заняться hand-made. В общем-то, это и весь выбор.
Он невелик, и вопросов с практической профориентацией не совсем решает. С этой точки зрения пилотный проект по стажировке — дело намного более перспективное и интересное: организации, которые будут принимать в нём участие, более интересны в плане ознакомления с профессиями.
Такой вид профориентации, который предлагает сегодня правительство Москвы, интересен, скорее, для школьников. Например, работа в исполнительных и административных органах, в том числе в отделениях соцзащиты, будет интересна социально активным подросткам, планирующим строить карьеру. То же касается культурных и спортивных организаций, все они имеют свою «целевую аудиторию», но она не всегда соотносится с материальным положением семьи подростка и сложной жизненной ситуацией, в которой он в данный момент находится.
Проект – способ поддержать ребёнка, которому действительно требуется помощь, в том числе и материально, тут расписываются организации, соглашающиеся принять в ней участие и временные рамки.
В любом случае, проект интересный, направленный на работу с той категорией москвичей, которая нуждается в повышенном внимании, поэтому следить за его реализацией будет весьма полезно.
Комментарий:
Пенькова Полина Дмитриевна, преподаватель: «Я считаю, что в стране обязательно нужна профориентация, рабочие места, стажировки для подростков, потому что в современном мире, где объем информации так велик, подростку сложно понять чего действительно он хочет. Определённо, различные тестирования и курсы помогут подросткам найти ответы на эти вопросы намного быстрее и легче, а главное не потребует от них большого количества сил и времени, ведь все будет уже подготовлено для них специалистами. В настоящее время, подросткам сложно устроиться на работу. Очень часто работодатели заинтересованы в тех, кто сможет остаться на рабочем месте на долгое время, так же, мне кажется, что основной проблемой подростков является то, что они могут работать ограниченное количество часов, и зачастую их работа носит сезонный характер (летняя подработка, подработка во время школьных каникул и так далее). Создание центров профориентации помогло бы облегчить подросткам поиск работы, если бы такие центры напрямую сотрудничали с работодателями. Мне кажется, что подобный центр смог бы стать отличным посредником между работником и работодателем. С другой стороны, у современных подростков с каждым днем появляются все больше новых возможностей работать удаленно, не выходя из дома, и в принципе, здесь никто не сможет ограничить время работы. В данном случае все зависит только от подростка: как часто он работает и как много денег он получает. У современных подростков открываются новые перспективы и возможности каждый день, благодаря развитию технологий. Тем не менее, я считаю, что при организации работы для подростков важно учитывать их заинтересованность в той или иной работе, и то количество времени, которым они располагают, потому что на них находится серьезный груз ответственности: подготовка к экзаменам, хорошая успеваемость и так далее».