Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Уроки в музеях: программы, планы и как попасть

Программа «Урок в музее», успешно действующая уже больше года, перешла на новый этап. Открыт новый сезон с названием «Учебный день в музее», и теперь на музейных и выставочных площадках школьники смогут проводить по целому учебному дню, обучаясь сразу нескольким школьным дисциплинам. Сегодня в проекте участвует 16 музеев, три из них приняли участие в проекте только в новом учебном году. Музеи – разные по тематике, масштабам, концепции представления материала.
Среди них – исторические музеи – усадьбы Коломенское и Кусково, музей им. Тимирязева и зоопарк, Музей транспорта газа. Те, что подключились только что: музей Кино, музей-квартира Сытина и музей истории ГУЛАГ - уже недавно там прошли первые уроки.
Планируется, что в этом учебном году откроется ещё три учебные площадки в музеях: дом-музей Пушкина, музей-квартира Солженицына, музеи М.А.Булгакова и В.С.Высоцкого.
В музее Дарвина в этом году будут заниматься ученики первого и второго класса, а Царицынском заповеднике будут заниматься дети, имеющие ограничения по здоровью.
Для каждой площадки разработана собственная программа занятий, основанная на музейных коллекциях.

Цели и задачи проекта

Цель проекта — формирование целостной картины мира, используя для этого музейные пространства и экспонаты. В музее Космонавтики, например, проводятся занятия по математике, геометрии, астрономии, физике, ОБЖ и рисованию, причём со всеми классами от 4 до 10-го.
Один учебный день в музее будет включать в себя три, а то и больше урока, в зависимости от специализации экспозиции. Между уроками планируются двадцатиминутные перемены, чтобы дети могли отдохнуть.

2.jpg

Василий Овчинников, директор учреждения культуры «Мосгортур», сказал корреспондентам издательства Регнум, что новый проект – логичное продолжение «Урока в музее». Но намного удобнее, если школьники будут проводить в музее не 1 – 2 часа, а целый день. Тем более что музейные коллекции дают возможность изучать совершенно разные учебные дисциплины. Музейная площадка позволит не только более глубоко изучить предмет, благодаря музейным экспонатам, но и взглянуть на него с неожиданной стороны.
Е. Б. Медведева, главный редактор ежемесячного журнала «Музей», рассказала журналистам РИА «Новости» о том, как проект усиливает взаимодействие школа – музей, и зачем его нужно усиливать.
Дети во многих российских городах составляют до 80% посетителей музеев, поэтому и сами они уделяют детям особое внимание, воспринимая такую работу как просветительскую.
Детское направление начало активно развиваться ещё в 80-ые годы прошлого века и не сбавляет темпы до сих пор. Так во многих российских городах (Иваново, Сыктывкар) работают программы с систематическими занятиями с детьми, начиная от сада и до школьного выпуска. В крупных городах обеспечить охват детской аудитории полностью — сложнее, тем не менее, музеи стремятся именно к системной работе. Если с младшей школой это получается, со старшей возникают сложности, так как посещаемость музеев в России намного ниже, чем, например, в Англии, где принято 1 – 2 раза в год проводить целый день в музее. Такие дни около 30 лет действуют в английских, итальянских, французских школах, в США, Австралии. Музеи включены в школьный процесс и сформировали длительные партнёрские отношения с преподавательским составом, включая подготовку и рассылку метод-литературы.
В развитых странах широко используются интерактивные экспозиции. У нас такие экспозиции тоже создаются, благодаря спонсорству фондов Зимина и Потанина. Такие экспозиции учат детей извлекать знания непосредственно из первоисточника, что полезно школьному обучению в целом.

Музейные программы

Программы музеев направлены на решение образовательных задач, даже если они досуговые. Даже если посещение проходит в виде театрализации или игры, как например, детские экскурсионные программы заповедника Царицыно, всё равно школьники получают знания по истории. А если учитель формирует такие задачи дополнительно, например, задавая написать эссе или самостоятельную работу, обучающийся не будет воспринимать учебный день как развлечение, а подойдёт более ответственно.
Во многих странах существуют музейно-педагогические департаменты, планирующие совместную работу. Они же разрабатывают программы и выпускают методическую литературу для педагога.
Уроки в музеях очень важны для социализации обучающихся. Их задача — привлечь внимание к учебной дисциплине, возбудить любопытство, научиться самостоятельно делать выводы, основываясь на полученной информации. Все ответы невозможно найти в школьном учебнике.
Программа «Учебный день в музее» не предполагает экскурсионного подхода, новые сведения не презентуются посредством монолога учителя. В основе музейных уроков — системно – деятельностный подход, при нём школьник понимает, какой именно опыт он приобретает, и как сможет его в последующем применить.
Преподаватели используют такие методические приёмы:
• показывают, что на одну проблему может быть несколько точек зрения;
• одно явление может рассматриваться с разных позиций (ролей);
• показывают противоречия с тем, чтобы школьники сами нашли способ их разрешения;
• учат сопоставлять факты, делать сравнения и обобщения.
Наиболее эффективный метод системно – деятельностного обучения, это исследовательский метод. Обучающимся выдаётся маршрутный лист, они изучают экспозицию самостоятельно в группе, а в конце занятия делают развёрнутый вывод. Он раскрывает смысл материала и его значимость.
Пример: Учебный день в Музее Космонавтики для учащихся шестых классов
• Математика. Тема занятия: «Отношения и пропорции». Проводится в зале «Международный космический парк». Раскрываются основные понятия и термины, при этом используются музейные предметы.
• Естествознание. Тема занятия: «Состояния вещества. Температура». В результате урока учащиеся должны понять, зачем изучать естественные науки и познакомиться с основами космонавтики.
• География. Тема занятия: «Географические координаты». Учащиеся будут помогать космонавту, совершившему внештатную посадку, сориентироваться на местности. Также они узнают, где находятся космодромы и как выполнялось управление «Луноходом -1». 
• ИЗО, история. Тема занятия: «Космическое снаряжение. Гербы и эмблемы». Знаки и символы актуальны в космосе: на экипировке находятся эмблемы экипажей. Во время творческой работы обучающиеся самостоятельно разработают эмблемы космических кораблей и скафандр для будущих космонавтов.
• Французский язык. Тема занятия: «На заре космической эры». Проводится в Главном зале музея. Музейные экспонаты зала расскажут о запуске искусственного спутника, о полётах животных, а затем и человека. Это расширит лексический запас. Уроки интегрируются с предметами « История» и «География». Продукт урока - создание ленты «Этапы освоения космоса» на французском языке.
• Русский язык. Тема занятий: «Описание интерьера». Знакомство с интерьерами музея. Описание кабинета С. П. Королёва и веранды дома К. Э. Циолковского, а также описание личностей основоположников космонавтики.
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?