Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Как сдавать ЕГЭ по экологии

Общественный совет Минприроды выступил с инициативой ввести ещё один экзамен, теперь по экологии. Предполагается, что тестировать на экзамене будут знания, полученные после годового изучения соответствующей дисциплины. 

Зачем нужно будет сдавать ЕГЭ по экологии 

Само изучение предмета с последующим государственным экзаменом обеспечит, по мнению Минприроды, «поступательное развитие» нашей страны. К тому же, углублённые знания по этому предмету помогут избежать ряда негативных последствий от природных катаклизмов, которые ожидаются на планете Земля в результате изменения климатических условий.
Учащиеся при изучении школьного предмета получат теоретические знания и опыт и таким образом научатся правильно вести себя в сложных экологических ситуациях. Инициаторы предложения считают: чем скорее будет введён экзамен по экологии, тем больших потерь можно будет избежать в масштабах страны.

эко2.jpg

Обязательной эту ученую дисциплину предложено сделать потому, что ни один изучаемый сегодня школьный предмет не даёт системных знаний о том, что нужно делать при быстро меняющихся условиях, как природных, так и социально – экономических, являющихся следствием природных. Наиболее актуальным этот вопрос становится в 21 веке, при катастрофическом распространении таёжных пожаров, после наводнения в Иркутской области и других экологических катастроф различного масштаба. 
В общественном совете Минприроды считают, что введение годичного курса и последующего ЕГЭ по экологии станет эффективным ответом, адаптацией к быстро меняющемуся миру. Изучать экологию как предмет необходимо потому, что мы привыкли действовать так, как раньше, а для реагирования в новых условиях у нас не хватает компетенций. Общественный совет считает также, что направление развития национального проекта «Экология» поменяет общую экологическую культуру населения. Он же выдвигают инициативу о ведении образовательных экологических программ, начиная с дошкольного возраста.
Экология, по замыслу инициаторов проекта, должна преподаваться так же, как ранее в старших классах преподавалась астрономия.

Инициатива пока не поддержана

Министерство просвещения, тем не менее, пока новую инициативу не поддержало, объясняя это недопустимостью расширения сетки учебных дисциплин, и так создающих слишком большую учебную нагрузку. Те чиновники Минпроса, которые поддерживают внедрение новой дисциплины, не считают, тем не менее, что её изучение должно завершиться госэкзаменом. В пресс-службе Минпросвещения, видимо, не согласились с предложением Минприроды относительно экзамена, не поддержали его и в Госдуме. Так член комитета по природным ресурсам сказал, что ещё один ЕГЭ приведёт к чрезмерной нагрузке. Также депутат напомнил, что при поступлении в вузы на экологические специальности сдаётся целый ряд дополнительных предметов. При этом депутат согласился с тем, что экология – естественная наука, и этот статус как школьная дисциплина она должна получить. Сегодня основы экологических знаний учащиеся старших классов получают при изучении биологии и географии. Так, например, в требованиях к освоению базового школьного курса географии говорится о необходимости формирования представлений об экологии с социальной и экономической точки зрения.
Изучение географии на углублённом уровне включает в себя и более сложные экологические аспекты. Например, от учащихся требуется проведение географической экспертизы различных процессов: социальных, экономических, природных и экологических в том числе.
Школьные уроки биологии сегодня включают в себя «формирование позиции, касающейся экологических проблем и путей их решения».
Школьный предмет «Окружающий мир» также включает в себя темы экологии, более того, многие учебные заведения изучают этот предмет как самостоятельную дисциплину. Но, несмотря на достаточно широкое представление в школах отдельных аспектов предмета «Экология», требования экологической компетенции ФГОС выполняются не в полном объёме. Тем более, что среди естественных наук, изучаемых в школе, экология не представлена. Она находится в другой предметной области, вместе с ОБЖ и физкультурой.

Изучение экологии в школах других стран

В других странах к изучению экологии, и, что более важно, формированию экологического мировоззрения в школах, подходят более развёрнуто.
В Греции, например, школы по желанию участвуют в изучении и решении реальных местных проблем, связанных с экологией. В Финляндии действует государственная программа Roskisnalle. Симпатичный персонаж «мусорный медвежонок» ходит по школам и детским садам и учит детей правильно утилизировать отходы.
В Швеции экологическому воспитанию и обучению отводится один урок в неделю. Во Франции экология – полноправный предмет из школьной программы. В Бельгии экологические знания дети получают ещё в дошкольных группах.

Альтернативные решения

Несмотря на актуальность экологического образования и декларирование его важности на самых высоких уровнях власти, с реализацией образовательных программ имеются большие проблемы. Тем более, что экологическое образование предполагает не только изучение теории, но и получение практических навыков.
Например, экономии воды, энергии, других природных ресурсов, или о правильном обращении с разными категориями отходов.
Но экообразование в школах сегодня ведётся исключительно на энтузиазме отдельных учителей или общественных организаций. Хотя обучающих продуктов уже создано довольно много, так на специализированном портале имеется 15 экологических уроков, на которых школьников учат взаимодействовать с природой, помогать ей возможными в современных условиях способами. Темы уроков:
  • экология и образ жизни;
  • водосбережение;
  • климатические изменения;
  • утилизация отходов и их раздельный сбор.
На портале зарегистрировано более 30 тысяч учителей и уже более 2 млн. учащихся приняли участие в уроках.
Для более широкого экологического образования в рамках современной школы требуется координация и совместная работа природоохранительных ведомств и образовательных структур.

Комментарий: Асмолов Венер, преподаватель географии и экологии
«На мой взгляд, задумка интересная и вполне оправданная. Очень многие из ребят в нашей школе выбирают ЕГЭ по географии или биологии, а последующее обучение продолжают по «экологическому» направлению, в том числе и в отрасли нефтедобычи и переработки. За последние несколько лет популярными среди моих выпускников являются и специальности, связанные с экологическим аудитом, поэтому вопроса о востребованности данного экзамена в качестве предмета по выбору не возникнет. Однозначно вузам будет значительно проще набирать заинтересованных студентов «точечно», на заявленные специальности, связанные, к примеру, с природопользованием и охраной окружающей среды. Более того, многие наши старшеклассники активно участвуют в разного рода экологических проектах, коих в регионах великое множество. Думаю, что было бы интересно рассмотреть и вопрос о введении практической части для экзамена, что придаст ему прикладной направленности. В КИМ по экологии хотелось бы увидеть подборку корректных, интересных и творческих заданий, а не стандартизированные тесты или скучные расчетные задачки.»
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?