Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Коронавирус и дистанционное обучение: школы и вузы

Коронавирус отправил на дистанционное обучение всех, кто сегодня учится - школьников и студентов. Удастся ли учителям и институтским переподавателям отыскать новые формы общения с учениками или, стараясь предотвратить распространение инфекции, администрация учебных заведений просто продлит каникулы, а попытки вести занятия дистанционно смогут лишь контролировать присутствие ребёнка на «своем учебном месте», и не более того? 
Звучат мнения оптимистичные, и не очень. В школах Москвы планируют использовать для удалённого обучения готовые и стабильно работающие интернет-платформы, учителя-предметники планируют уроки по Скайпу, и отдельные уроки «для отстающих», то есть тех, кто не смог приспособиться. В вузах, видимо, предполагают, что полностью дистанционно учиться не получится, и плотную связь придётся держать хотя бы по телефону.

Дистанционное обучение, что это, и как оно должно происходить

Теоретически с дистанционным обучением всё понятно: образовательный процесс проходит вне стен школы или ВУЗА. Что это даёт в условиях пандемии, объяснять не нужно. Учащиеся выполняют задания на своих ноутбуках, ПК, в некоторых случаях подойдут и мобильные устройства. Составляется расписание, в котором планируются работы по каждому предмету. Работа школьников и студентов ведётся через различные ресурсы. Например, через персональные сайты преподавателей, информационные ресурсы, системы дистанционного тестирования. Преподаватели указывают темы и задания, время проведения уроков в онлайн-режиме, сроки выполнения работ.

кар2.jpg

Формы уроков могут быть разными: видеоуроки, чаты, телеконференции.
Оценки, полученные за дистанционно выполненные задания, заносятся в электронный журнал.
Министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что меры эти временные, но исключительно важные для здоровья населения. Он считает, что РЭШ (ресурсы российской электронной школы) доступна сегодня всем в режиме онлайн. По словам министра, РЭШ содержит 120 тысяч заданий и уроков от лучших преподавателей и по разным предметам. И, конечно, сегодня самое время использовать опыт отдельных регионов по онлайн-обучению в широких масштабах.
С РЭШ, конечно, всё не так гладко. Но вполне живая и действующая МЭШ (Московская электронная школа) выкладывает хорошие материалы, и это действительно большой шаг вперёд.

Закрытие школ – это не дополнительные каникулы

Московская мэрия заявила, что с определенного числа школы полностью закрываются на карантин, а дети будут продолжать учиться из дома. Однако, что именно нужно будет делать, пока понятно даже не всем учителям. Большинство директоров школ Москвы планируют организовывать учебный процесс с помощью интернет-платформы МЭШ, выставляя затем оценки в электронный журнал. Опрос на эту тему проводил в школах СМИ «Коммерсант». Дополнительно планируется организация уроков по Скайпу. Ответа на то, как проверить при этом добросовестность школьников, которые наверняка попытаются найти в сети готовые ответы, пока не придумали или не озвучили.
Учителя переживают: в такой сложной, и неожиданной ситуации они оказались в первый раз. Занятия по Скайпу проводятся довольно часто, но если раньше это были индивидуальные занятия или занятия в микрогруппах, то сейчас придётся опробовать схемы подключения к уроку 10-и и более человек.
Многие учителя не верят в то, что можно качественно учить детей на расстоянии. Так, один преподаватель истории сказал, что полноценного обучения в онлайн-режиме организовать невозможно по целому ряду предметов. И это нужно твёрдо понимать. Объяснять урок в средней школе, в 5 – 7 классе, не организуя при этом диалог, невозможно. И никакая онлайн-платформа этого не позволит. Поэтому, по мнению педагога, если уж пришлось ввести карантин, следует честно объявить о продлении каникул или сокращении учебного года. Дистанционное обучение может работать со студентами или же в индивидуальном формате, но не в масштабах целого класса.
Родители не все верят в перспективу дистанционного образования. Те, кто уже с ним сталкивались, говорят о снижении успеваемости, о том, что многое из пройденного ранее быстро сбывается. Когда необходимость дистанционного обучения отпала, (классу пришлось два месяца побыть на карантине), пока втянулись и вспомнили, получили не одно «двойку». Среди недовольных есть и те, кого радует возможность попробовать. Так некоторые родители уже запланировали переход в школу с онлайн-обучением, и рассматривают нынешний форс-мажор как проверку готовности ребёнка к самостоятельному обучению.
В учительских профсоюзах считают, что при дистанционном обучении нагрузка, прежде всего, вырастет у преподавателей, причём вырастет неравномерно. Во-первых, не все предметы можно преподавать на расстоянии. И, во-вторых, многие школьники останутся без учительского и родительского контроля на время уроков.
Журналисты проверяли некоторые частные школы. Возможность перехода онлайн-обучение здесь обсуждалась и раньше, но теперь нужно быстро принимать все необходимые решения. В одной частной школе работает ИТ-служба быстрого реагирования, поэтому все нужное ПО было установлено за несколько часов, для преподавателей провели обучающий семинар и дистанционное обсуждение уроков.
В обычное время уроки в школе проводятся не только по готовым методичкам, но и по материалам, лично разработанных учителем для конкретного класса. Школа работает с ресурсом ШЦП (школьной цифровой платформой), в Москве ресурс тестируется впервые, а вместе с этой школой тестирование проходит ещё в 15 школах по всей стране. Материалы выкладываются на платформу, после чего дети используют её как учебное пособие. Некоторые задания делаются на самой платформе, другие же оформляются в тетради, но затем фотографируются и прикрепляются к заданию на платформе. Получается, что и до введения обязательного дистанционного обучения школа проверяла большинство заданий в онлайн-режиме.
Теперь планируется дополнительно использовать Skype для бизнеса. Программа интегрирована с Outlook, а в нём ведётся вся внутришкольная переписка.
В планах — создание видеороликов с описанием теоретического материала, чтобы обучающийся мог при необходимости просматривать его столько раз, сколько нужно. Задания будут составляться так, чтобы для большей их части была возможна автоматическая проверка. На отладку процесса понадобится день.
Если рейтинговая школа не видит особых проблем в переходе на дистанционку, значит, вполне вероятно, что всё получится и у других? Просто они пока ещё не успели попробовать, и поэтому немного не уверены. А как дела в вузах?

Комментарий о вузах: Петрова Дарья, преподаватель вуза, кандидат технических наук:
«Ситуация с коронавирусом и возможным переводом студентов на удаленную систему образования заставила меня задуматься о том, что наша страна в полной мере не готова к такому повороту событий. Во-первых, для удаленного образования нужно иметь грамотно сделанные учебные платформы, а этим нужно было заниматься лет за 5 до начала карантина. Во-вторых, не следует забывать, что некоторые предметы предполагают занятия непосредственно в специально предназначенных помещениях (лабораториях). Можно сколько угодно читать специальной литературы и смотреть ролики на YouTube, но когда сам собираешь маленький химический реактор и проводишь синтез – это совсем другое дело, это практика и опыт, который в домашних условиях никак не получить. В-третьих, преподаватели вузов возраста 60+, имея огромный багаж знаний и опыт, не могут в полной мере их передать дистанционно, поскольку крайне тяжело переходят на другой формат общения с учениками. В-четвертых, сами студенты в ряд ли смогут учиться по 5-6 часов в домашних условиях, ведь всегда есть соблазн заняться чем-то еще. Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что дистанционное образование – это крайне сложный вариант для российских реалий, требующий очень тщательной подготовки как с технической стороны, так и с человеческой».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?