Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Ураев Николай Николаевич о составляющей успеха учебно-производственного сотрудничества

Уважаемый Николай Николаевич, Вы получили образование в Татарстане. Мы знаем, что это высокоразвитый во всех отношениях регион. Расскажите о Вашей образовательной карьере. 

«Мои университеты» проходили в местах становления известных деятелей, оставивших неизгладимый след в истории и экономике всей нашей страны. Например, первое высшее образование я получил в классическом университете Казани. В настоящее время это Казанский федеральный университет. История учебного заведения связана с именами великих ученых, таких как Н.И. Лобачевский, А.М. Бутлеров, Е.К. Завойский и другие. Я окончил юридический факультет, на котором, как известно, учился Ленин. Но в отличие от Владимира Ильича, учился я очно. Общался со своими одногруппниками, сверстниками. Ну, и экзамены экстерном, конечно, не сдавал. Поэтому у меня всегда было очень много общения, хорошие и верные друзья, великолепные наставники, благодаря которым я встал на путь ученого. Окончил аспирантуру юридического факультета Казанского государственного университета. Довольно быстро оформил свои знания в виде кандидатской диссертации.

Я, как и Алексей Максимович Горький, прошел в жизни много «университетов». Кстати, не только Казанских. Окончил магистратуру в Казанском техническом университете им. А.Н. Туполева-КАИ. Получил высшую профессиональную степень «Доктор делового администрирования» в Московском РАНХиГС. Защитил докторскую диссертацию в РЭУ им. Г.В. Плеханова. 

uraev2.jpg

Необходимо отметить, что Казань и вообще Татарстан обладают уникальной инфраструктурой образования и воспитания лидеров изменений. В регионе успешно функционируют как университеты со сложившимися вековыми академическими традициями, так и совершенно новые научно-образовательные центры подготовки современных кадров. Например, в Татарстане в 2012 году создан Университет Иннополис, специализирующийся на проведении исследований и подготовки кадров для цифровой экономики. Вуз расположен в самом молодом российском городе Иннополис – это город высоких технологий, один из трех российских наукоградов. Кроме университета в городе Иннополис создана особая экономическая зона, что обеспечивает комфортные условия ведения бизнеса для высокотехнологичных компаний и возможность их эффективного взаимодействия с университетом. Менее чем за 10 лет Университет Иннополис вошел международные рейтинги по качеству исследований и образования. Действительно, в Татарстане много возможностей для самореализации.

Вы руководили в Татарстане крупным предприятием оборонного значения. За это время коллективом завода достигнуты значительные успехи. Расскажите о роли научно-образовательного сотрудничества в достижении производственных результатов.

Разумеется, это стало возможным, в том числе на основе сплава науки и практики. Было много совместных проектов с вузами как научных, так и образовательных. Старались большое значение уделять возможностям для развития команды. Так, по заданию завода силами технического университета проводилось обучение сотрудников предприятия по магистерской программе «Организация и управление наукоемкими производствами». Программа предусматривала проектное обучение. По ней квалификацию повысили руководители ключевых служб. Некоторые коллеги увлеклись научной деятельностью на столько, что смогли успешно защитить кандидатские диссертации. 

Вместе с тем, мы реализовали ряд хоздоговорных работ с тем же техническим университетом КАИ. Успешным, на наш взгляд, было сотрудничество в области внедрения инструментов бережливого производства. В последствии данный опыт стал основой для инициирования долгосрочной целевой программы «Реализация методики "Бережливое производство» в Республике Татарстан. 
Реализация инициативы позволила охватить мероприятиями программы большинство машиностроительных предприятий в регионе и значительно сократить производственные потери. 

Как Вы считаете, что повлияло на формирование предпринимательских способностей?

Мне с одной стороны повезло, так как период моего взросления пришёлся на 90-е годы, и я с первых самостоятельных шагов в зарабатывании денег понял о необходимости образования. Это был сложный и, как мне кажется, очень полезный опыт предпринимательской деятельности в условиях формирующейся в стране рыночной экономики. Переход на работу в оборонное предприятие поставил новые и интересные задачи личностного развития и реализации предпринимательских способностей. Рынок не стоит на месте, а предпринимательские способности должны его опережать.

Поскольку мы начали разговор с образования и наш ресурс об этом, скажите пожалуйста, какие механизмы позволят сделать систему вузовского образования в России более устойчивой?

Полагаю, что систему вузовского образования в России более устойчивой могут помочь сделать механизмы активного участия выпускников в жизни их «Alma Mater». Одним из ярких примеров создания и развития таких механизмов является формирование целевых капиталов - эндаументов. Основанием появления фондов целевого капитала послужило принятие Федерального закона от 30.12.06 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Схема их действия заключается в том, что благотворители – выпускники и друзья вузов – жертвуют средства на различные цели развития университетов, формируя целевой капитал, доход от управления которым используется на финансирование университетских программ, а сам капитал фонда остается неприкосновенным. Первый в Татарстане фонд целевого капитала университета (эндаумент фонд) в КНИТУ-КАИ. Сегодня в фонде более 30 млн. рублей. Деятельность эндаумент-фонда КНИТУ-КАИ – это уникальная для региона практика, позволяющая создать самостоятельный запрос общества на качественное инженерное образование в Татарстане.
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?