Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Уроки финансовой грамотности

Согласно обновленным ФГОСам, финансовую грамотность теперь будут теперь преподавать во всех школах России с 1-го по 9-ый класс. Но отдельный урок по этой дисциплине вводить не планируют: она будет встраиваться модулями внутри других предметов, при этом у детей не повысится нагрузка в часах. Так в первых трёх классах эту тему, будут изучать на уроках математики, окружающего мира, а в 5 - 9 классах — на уроках математики, географии, обществознания.
В новых ФГОСах говорится, что включаемые модули должны способствовать решению не только учебных, но и практических задач. Имеются в виду задачи, касающихся финансов, личных и семейных.
Кроме того, начиная с первых дней обучения, учителя должны будут формировать у обучающихся правильное поведение в интернете, в том числе, включая совершение в ней любых операций: покупок, платежей. В урочные модули входит также обучение составлению личных финансовых планов, обсуждение и анализ семейного бюджета, его доходной и расходной части.
Более сложные темы, касающиеся финансовой грамотности, будут рассматриваться в 5 - 9 классе. Например, будут оцениваться риски предпринимательства и открытия собственного бизнеса, распространённые формы финансового мошенничества.
Часть учебных задач на уроке математики отдадут расчету цен, определению стоимости товара. Есть темы, посвящённые налогам, пенсии. На уроках географии предполагается изучать понятия «качества жизни» отдельной семьи. Предполагается, что дети научатся составлять формальные документы, такие как заявления, доверенности. Причём, как в письменном, так и в электронном виде. Сергей Швецов, зампред ЦБ, касаясь темы финансовой грамотности для детей и молодёжи, сказал, что верные навыки обращения с деньгами и финансами в целом следует закладывать с раннего возраста. Новые ФГОСы позволят всем школьникам получить достаточные представления о финансах.

Уроки: что уже есть

Работающих обучающих модулей по финансовой грамотности сегодня создано уже много, поэтому учителю не будет сложно подобрать наиболее подходящие варианты.
Например, уроки в электронной форме по всем рассматриваемым темам представлены в МЭШ (автор Лопа Н.А.) в виде викторин и занимательных тестов.
Хорошие результаты даёт элективная «очная» программа, рассчитанная на 34 часа (авторы Липсиц И., Вигдорчик. Е).
Так, например, в модулях для пятиклассников финансовая грамотность представлена как часть экономики семьи. Содержательные линии:
· деньги, их виды и история;
· бюджет семьи;
· понятие кредитов и их виды;
· пенсия, налоги, социальные пособия.
Авторы указывают следующие требования к результатам обучения пятиклассников:
овладение понятиями денег и денежной массы;
понимание покупательной способности денег,
понимание дефицита и профицита семейного бюджета;
понимание терминов — банк, налогообложение, финансовое планирование.
Эксперты утверждают утверждают, что уже сегодня более 855 школ России уже включили материалы по финансовой грамотности в учебные планы, а пятая часть сделала уроки обязательными.

фин2.jpg

То есть, преподавать эту дисциплину начали с опережением, ещё до того, как изменения были внесены в учебные программы.
Это свидетельствует о том, что такие знания школьникам действительно необходимы.
Что касается колледжей и техникумов, формирование финансовой грамотности там осуществляется на всех основных предметах. На уроках математики учащимся предлагаются задачи экономического содержания.
Особая роль в обучении студентов колледжей и техникумов принадлежит педагогам, обучающим профессии. Часто именно они имеют специальную подготовку по профильной экономике. Поэтому их задача — подключать студентов к конкретной экономической и финансовой деятельности. В рамках учебного плана осуществляется только её часть: выполняются упражнения, решаются задачи с практическим уклоном. Но намного важнее — практическое включение: оберегание имущества, сохранение и экономия ресурсов, реализация продуктов труда.

Чему нужно научить

Мировой опыт свидетельствует, что в других странах обучение финансовой грамотности разрознено, и как – правило, оказывается междисциплинарным. По мнению экспертов, это связано с тем, что для комплексного изучения дисциплины требуется освоить понятийный аппарат, сложный не только для детского, но и для взрослого восприятия.
Кроме того, финансовая грамотность не может быть равна финансовому консультированию: в школе и даже колледже следует избегать активной пропаганды сбережения и инвестиций. В задачи школы не входит формирование убеждения о необходимости становиться бизнесменом и инвестором.
По мнению специалистов, уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон. Так старший школьник может выбрать банк для открытия счёта, заказать дебетовую карту в личном кабинете. Далее он может знакомиться с накопительными и страховыми продуктами, и мерами безопасности при обращении с деньгами, как наличными, так и безналичными. Умение заполнять доверенности, декларации, будет воспитывать будущих квалифицированных налогоплательщиков. Отсюда вполне логично следует появление блока математических задач по расчёту налогов. Так же должен решаться и вопрос самостоятельной заботы о собственной пенсии.
Программа повышения финансовой грамотности, запускаемая сегодня по всей стране, имеет большое количество методических сложностей, вполне объективных, так как ряд экономических вопросов сложно объяснять на уровне понимания ребёнком. Но это не значит, что нужно избегать сложной задачи. Формы программы будут опробоваться и изменяться в течение ближайших нескольких лет, и это совершенно нормально. Начала финансовой грамотности позволят сегодняшним школьникам избежать многих ошибок в финансовой сфере при вступлении в самостоятельную жизнь.

Комментарий:
Ирина Эдуардовна, учитель обществознания: «Я считаю, что уроки финансовой грамотности сегодня важны. Не все взрослые знают, как правильно заполнять финансовые документы. Однако мы должны идти в ногу со временем и понимать, что все переместилось в интернет и многие платежи осуществляются при помощи информационных технологий. Поэтому если сегодня финансовую квитанцию можно заполнить в интернете, то там и нужно ее заполнять. Однако школьникам важно преподавать не только, как заплатить, но и то, откуда возникают те или иные платежи, куда они идут. Потому что иначе возникает чувство несправедливости: за что я плачу ту или иную сумму. Отдельно стоит сказать про предпринимательскую деятельность. Она не для каждого подходит и не надо ее навязывать. Но можно познакомить с азами предпринимательского мастерства тех, кто хочет. А те, кто будет работать по найму, смогут понять, как устроена трудовая деятельность в соответствии с трудовым законодательством».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?