Как раньше учитель готовился к уроку
Офлайн-обучение тоже требует внимательной подготовки учителя. В частности, нужно иметь план урока, а его тема должна точно соответствовать тому, что записано в электронном журнале. Тема содержится в учебно-тематическом плане. Учитель должен знать, как он проверит домашнее задание, из каких частей будет состоять урок, какие навыки и умения и какими способами он сформирует у учащихся. Например, могут быть задействованы групповые задания, индивидуальные, занятия в парах. Ученики могут проходить ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного, наконец, у них может быть самостоятельная, лабораторная, контрольная работа. Ученик может работать у доски или на месте, с учебником или без. Преподаватель может расставить парты по своему усмотрению или установить свою собственную рассадку на уроке.
Подготовка к занятию, которое проходит в реальном режиме в школе, состоит в детальном продумывании, как именно в конкретном классе десятки учеников смогут передвигаться, выполнять задания устно и письменно.

При подготовке к дистанционному уроку учитель сталкивается с серьезными ограничениями: контролировать учеников сложно, каналов связи с ними не много, мотивация падает. Эти проблемы надо как-то решать.
Вызовы онлайн-обучения и их решения
Первое, с чем сталкивается учитель, который готовит урок — это выбор программы, приложения, в которой он будет общаться с учениками. Обычно учителя ценят возможности программ, которые позволяют транслировать видео онлайн: это Skype, Zoom. Некоторые готовы вначале записать урок, например, на телефон, а затем выложить его в эфире соцсетей. Это возможно, например, разместить потом в Facebook, Одноклассниках, Vk. Те преподаватели, которые умеют монтировать видео, имеют больше преимуществ. Потому что у них есть возможность совместить статичные кадры с видео. Это бывает нужно при изготовлении видеопрезентаций.
Некоторые преподаватели предпочитают аудиоподкасты, когда есть трансляция звука, которую можно записать, а потом пустить в соцсети или переслать ученику аудиофайлом wav, ogg, mp3. Однако такие файлы обладают меньшим преимуществом, поскольку всегда интересно смотреть видео, и многие люди визуалы, а раз так, то видеоформат предпочтительнее. Впрочем, иногда могу быть и аудиозадания, которые связаны именно со звуком: например, угадать песню.
Когда программа выбрана, необходимо понять, каким образом будет продемонстрирован материал, то есть будет ли учитель только рассказывать или нужно приготовить доску, на которой можно что-то записывать, или необходимы материалы в компьютере, которые учитель покажет, поделившись видео с экрана со своими пользователями. Возможно, понадобится изготовление каких-то презентаций в Power Point, которые можно будет либо посылать, либо показывать в видео. Иногда учителя готовят отдельные картинки в jpeg, которые тоже можно показать в видео.
Иногда преподаватели готовят какие-то опросы, тесты, которые можно продемонстрировать или переслать. Для этого подходят сервисы Google. Учителя также советуют сервисы Kahoot, Classtime, Kubbu, Quizlet, LearningAps и другие.
Бывают уроки, к которым обязательно прилагаются двигательные нагрузки. Например, на уроках физкультуры, ритмики, танца — учитель бывает обязан приложить видео, где он сам выполняет какие-то упражнения, а затем просит выполнить их ученика.
Проверка домашних заданий дистанционно
Преподавателями наработано некоторое количество способов, благодаря которым удается дистанционно проверять выполненные задания.
1.Ученик может прислать фотографию сделанного задания или видеоотчет, которые можно проверить — по электронной почте, в соцсетях, мессенджерах.
2.Ученик может заполнить документ в формате doc, xsl, txt и передать их преподавателю. Такие же документы могут быть отосланы в Гугл: каждый ученик и преподаватель заводит Google аккаунт, в файлах создаются и сохраняются изменения — учитель может проверить полученный результат.
3.Школьник может онлайн в видео, устно ответить учителю или показать, что он сделал в тетради, и получить оценку.
К сожалению, техническая готовность к онлайн-обучению находится не на должной высоте. У учителя и ученика может не быть необходимых гаджетов, или технические приспособления не справляются с нагрузкой, или они могут требовать особого обучения работе с ними. Материальные возможности учителей и учеников оказываются ниже, чем того требуется, поэтому урок может быть сорван. Нельзя отрицать, что пропускная способность интернета тоже может стать помехой. Иногда на интернет-линии ведутся работы и ученик просто не знает, какие сложности его ожидают.
На обычном уроке в школе учитель всегда знает, чем занимается ученик, и способен в любой момент поправить его. В онлайн-формате это может быть невозможно. И учителю придется ожидать, когда ученик соизволит выполнить задание. На дистанционном обучении ученику проще отвлечься и не выполнить задание, в результате усилия учителя пойдут насмарку.
К сожалению, на видео не всегда можно все разглядеть и расслышать, а ученику бывает просто лень переспрашивать. При прохождении нового материала учителю придется придумывать такие формы подачи материала, чтобы пошагово объяснять и проверять задания.
Одна из трудноразрешимых задач — как мотивировать детей. Онлайн-обучение зачастую уменьшает желание учиться и требует от детей больших усилий. Где их взять — большой вопрос. Учителю требуется построить урок так, чтобы дети с удовольствием осваивали новый материал.
Комментарий:
Шенкаренко Ольга Алексеевна, преподаватель английского языка: «Я считаю, что в этом году нужно закончить учебный год в стране пораньше, потому что наша система образования не готова к полноценному дистанционному обучению, а также мониторингу студентов. Чтобы дистанционное обучение было лучше, нужно настроить единый сайт, где ученики смогут взять всю необходимую литературу, а также материалы для выполнения заданий. Учителя должны быть хорошо подготовлены и проинструктированы по дистанционным методам обучения. Не все учителя умеют дистанционно обучать учеников, потому что не до конца понимают, как работает подобная система. При этом нужно учесть, что школы не предлагают специальные тренинги или семинары, чтобы показать, как эффективно работать с учениками при сложившихся обстоятельствах. Многие из учителей никогда ранее не сталкивались с таким методом обучения, в связи с чем, нагрузка значительно выросла. В вузах дистанционное обучение получается, так как это не новая практика для высших заведений и многие студенты осознанно выбирают учится заочно.»
2.Ученик может заполнить документ в формате doc, xsl, txt и передать их преподавателю. Такие же документы могут быть отосланы в Гугл: каждый ученик и преподаватель заводит Google аккаунт, в файлах создаются и сохраняются изменения — учитель может проверить полученный результат.
3.Школьник может онлайн в видео, устно ответить учителю или показать, что он сделал в тетради, и получить оценку.
Сложности при подготовке дистанционных уроков
К сожалению, техническая готовность к онлайн-обучению находится не на должной высоте. У учителя и ученика может не быть необходимых гаджетов, или технические приспособления не справляются с нагрузкой, или они могут требовать особого обучения работе с ними. Материальные возможности учителей и учеников оказываются ниже, чем того требуется, поэтому урок может быть сорван. Нельзя отрицать, что пропускная способность интернета тоже может стать помехой. Иногда на интернет-линии ведутся работы и ученик просто не знает, какие сложности его ожидают.
На обычном уроке в школе учитель всегда знает, чем занимается ученик, и способен в любой момент поправить его. В онлайн-формате это может быть невозможно. И учителю придется ожидать, когда ученик соизволит выполнить задание. На дистанционном обучении ученику проще отвлечься и не выполнить задание, в результате усилия учителя пойдут насмарку.
К сожалению, на видео не всегда можно все разглядеть и расслышать, а ученику бывает просто лень переспрашивать. При прохождении нового материала учителю придется придумывать такие формы подачи материала, чтобы пошагово объяснять и проверять задания.
Одна из трудноразрешимых задач — как мотивировать детей. Онлайн-обучение зачастую уменьшает желание учиться и требует от детей больших усилий. Где их взять — большой вопрос. Учителю требуется построить урок так, чтобы дети с удовольствием осваивали новый материал.
Комментарий:
Шенкаренко Ольга Алексеевна, преподаватель английского языка: «Я считаю, что в этом году нужно закончить учебный год в стране пораньше, потому что наша система образования не готова к полноценному дистанционному обучению, а также мониторингу студентов. Чтобы дистанционное обучение было лучше, нужно настроить единый сайт, где ученики смогут взять всю необходимую литературу, а также материалы для выполнения заданий. Учителя должны быть хорошо подготовлены и проинструктированы по дистанционным методам обучения. Не все учителя умеют дистанционно обучать учеников, потому что не до конца понимают, как работает подобная система. При этом нужно учесть, что школы не предлагают специальные тренинги или семинары, чтобы показать, как эффективно работать с учениками при сложившихся обстоятельствах. Многие из учителей никогда ранее не сталкивались с таким методом обучения, в связи с чем, нагрузка значительно выросла. В вузах дистанционное обучение получается, так как это не новая практика для высших заведений и многие студенты осознанно выбирают учится заочно.»