Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Минобрнауки РФ частично упразднит тендеры на госзакупки по научным исследованиям

Как сообщил прессе глава департамента приоритетных направлений технологии и науки Министерства образования и науки РФ, чиновники собираются частично упразднить практику тендеров на госзакупки по научным исследованиям. Это хорошая новость для все ученых, исследователей и научных работников в ВУЗах и научных центрах Российской Федерации, поскольку нет больше нужны отрываться от работы для решения вопросов материально-технического характера.

На данный момент, в Минобразования и науки РФ рассматриваются юридические пути для облегчения закона ФЗ-94 о государственных закупках. По мнению специалистов Министерства, данный закон подходит к научным исследованиям довольно однобоко – основными его понятиями и категориями являются сроки выполнения работы и стоимость затраченных материальных и технических средств. Однако подобный расчет никогда не может удачно вписаться в реалии научных и исследовательских мероприятий, проводимых не только теоретической и фундаментальной частью научной сферы деятельности, но и практической и прикладной ее частью. Более или менее неплохо взаимодействуют с законом ФЗ-94 лишь ОКРы (опытно-конструкторские работы), имеющие, как правило, четкие рамки сроков выполнение работы и четко составленное техническое задание. Тем не менее, даже ОКРы не всегда могут вписаться в плотный график и работать по заявленным финансовым суммам.

Основная проблема при столкновении ФЗ-94 и научных исследований в том, что последние, в особенности на начальных стадиях, ориентированных на поиск будущего направления работы, выбор узкой специализации и тематики исследования, постановки его задач, довольно трудно вписываются в рамки, которые предлагаются вышеозначенным законодательным актом. В данном случае, ФЗ-94 рассматривает лишь финансовую сторону вопроса, совершенно не обращая внимание на научную сферу, что, по сути, является неприемлемым при работе со сферой фундаментальных исследований. По мнению главы департамента приоритетных направлений технологии и науки Министерства образования и науки РФ, данный закон удачно вписывается в более поздние стадии исследований, когда имеются четко поставленные цели и задачи, сформировано общее теоретическое ядро и есть возможность предполагать какие-то конкретные сроки работы, а также необходимые при этом материально-технические средства и, соответственно, предусматривать общие финансовые затраты.

Также отдельную проблему, в связи с наличием ФЗ-94, также представляется собой и практика проведения тендеров на закупку оборудования и материалов. В данном случае, ведущие научно-исследовательские центры, фигурально выражаясь, «пролетают», поскольку заявленные ими сроки реализации работы и предполагаемые финансовые суммы, несомненно, проиграют более низким ценам и кратким срокам любого непрофессионального учреждения. Парадоксальность ситуации объясняется тем, что подать заявку со своими критериями может любое учреждение, юридически имеющее отношение к науке и исследованиям, однако, на практике, не обладающее должным опытом и грамотными сотрудниками, специализирующимися на вопросе исследования. Это ведет к значительному снижению общего уровня качества науки и образования в стране, тормозя научные проекты и развитие как фундаментальных, так и прикладных сфер деятельности.

Кроме того, еще одним сложным вопросом, стоящим сейчас перед Министерством образования и науки России, стоит проблема принадлежности научной интеллектуальной собственности. На данный момент, согласно юридическому законодательству страны, данный продукт интеллектуальной деятельности ученых и научных деятелей в Российской Федерации принадлежит Минобрнауки. Это приводит к необходимости последнего создавать дополнительные юридические документы, подтверждающие право собственности ученых на собственных исследовательские и научные разработки, что, в свою очередь, вызывает недовольство у проверяющих отделов, занимающихся вопросом коммерциализации научных исследований и употребления бюджетных средств страны. Как считает начальник отдела приоритетных направлений технологии и науки Минобрнауки РФ, интеллектуальная собственность должна по юридически закрепленному праву принадлежать своим авторам, то есть ученым. Это позволит развиваться отечественной науке, поскольку привлечет в нее молодых ученых и специалистов, способных привнести коммерцию в данный сектор самостоятельно, без вмешательства Минобрнауки и иных ведомств. Чиновник убежден, что научные знания должны свободно циркулировать как в рамках прикладной, так и фундаментальной отраслей исследований.

На данный момент, Министерством рассматривает возможность освобождения объектов новых федеральных целевых программ, которые начнутся с 2014 года, от закона ФЗ-94. Тем не менее, некоторые сферы все же будут оставлены по ведением ФЗ-93: к примеру, тендерная практика по вопросам проведения школьных и университетских олимпиад, рекламы и PR-деятельности учреждений науки, аренду помещений для проведения различного рода мероприятий и несколько иных. То есть тендеры, связанные с ненаучной работой, вполне вписываются в реалии закона ФЗ-94.

Вопрос о работе научных центров, продолжающих исследования по предыдущим программам, остается открытым. Это касается, в первую очередь, фундаментальных исследований Российской академии наук (РАН). Поскольку своими расходами РАН распоряжается самостоятельно без участия Министерства образования и науки РФ, решать проблему с законом ФЗ-94 ей также придется самостоятельно.

Напомним, что в конце 2013 года истекают сроки деятельности таких федеральных целевых программ, как «Кадры-2009-2013» и «Исследования и разработки-2007-2013». Объекты данных программ были также частично освобождены от действия закона ФЗ-94, однако основная их часть, тем не менее, все еще работает под его юридическим ведомством. Основное число объектов, выведенных из-под юрисдикции ФЗ-94, получили данную возможность посредству Президентских грандов на исследования.

Изменения, которые должны коснуться новых федеральных целевых программ и их объектов, предполагают развитие высших учебных заведений и научных центров, имеющих, на сегодняшний день, даже одно сильное приоритетное направление. Таким образом, Министерство образования и науки собирается поддержать инициативу молодых ученых и развивающихся исследований. Как считают специалисты Министерства, стоит делать упор не на финансовые показатели, оценивающиеся в ФЗ-94, а на реальные научные, образовательные и исследовательские достижения в университетах.

Сроки реализации новой программы по замене ФЗ-94 на творческие конкурсы, основанные на гражданском кодексе, в планах Минобрнауки РФ значатся с 2014 года, - информирует общественность начальник отдела Министерства по приоритетным направлениям технологии и науки. Данный шаг, помимо решения вышеперечисленных проблем, призван также избавить ученых от лишней бумажной волокиты, связанной с регистрацией заявок на проведение тендеров.

На данный момент, Министерство образования и науки согласовывает свои действия с Министерством финансов и Миноэкономразвития России. Окончательное решение всех финансовых и экономических вопросов будет произведено после заседания представителей вышеозначенных Министерств страны в апреле этого года.

Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?