По результатам конкурса 15 российских вузов получат финансирование на повышение своей академической конкурентоспособности и продвижение в мировых образовательных рейтингах. А что на самом деле предстоит пройти вузам на этом пути?
Это означает уход от традиций российского образования и максимальное приближение к модели современного западного университета. По мнению эксперта, университет должен
· Соответствовать потребностям крупных мировых и российских корпораций
· Ориентироваться на потребности в международном образовании амбициозных студентов
· Проводить большую научно-исследовательскую работу
Таким образом, университет должен ориентироваться не на стандарты российского образования, а на соответствие требованиям международных аккредитационных агентств, что сделает работу университетов автономной от Минобрнауки РФ.
Количество иностранных преподавателей, зарубежных студентов и образовательных предметов, преподаваемых на английском языке, будет увеличиваться. Английский станет вторым языком для всего персонала вузов. Схеме финансирования университетов также предстоят существенные изменения.
Ведущие университеты мира тратят на образование одного студента десятки, или даже сотни тысяч долларов в год. Доход от образовательных программ, который в России составляет около 90%, не покроет эти расходы. На Западе этот доход составляет всего 10-15%, а остальная доля средств изыскивается во внебюджетной сфере (заказы корпораций, гранды, коммерциализация научно-исследовательских разработок).
Помимо модернизации образовательного процесса, необходимо будет создать комфортные условия проживания студентов на территории университетов, что тоже потребует значительного финансирования и перестройки старой системы российских общежитий.
Эксперт определяет все эти меры, как весьма болезненные для российских университетов. Задачу перестройки образования решает сейчас не только Россия, но и другие страны (Китай, Индия). И перед каждой страной стоит сложный выбор: развивать свои университеты в традициональном, покровительственном русле или подстраиваться под ведущие мировые образовательные бренды. Эксперт утверждает, что автономное, государственное развитие образования неизбежно приведет к превращению в образовательную провинцию. Но мы знаем, что советское образование, будучи автономным, темнее менее сохраняло позиции лучшего в мире, то же можно сказать и науке. Видимо дело в другом: в неспособности и нежелании поддерживать и предлагать миру свой «бренд» образования и в координальном изменении мотивации, перешедшей от понятия «блага» на простую схему получения прибыли и обслуживание потребностей коммерческих компаний.