На фоне ломки нашего традиционного образования и переустройства его под европейский стандарт особенно интересно выглядит участие российского школьного образования в международном исследовании Asia Pacific Leadership Project. Это исследование изучает и анализирует работу директоров школ стран АТР.
Главный интерес исследования как раз нацелен на изучение работы директоров школ в странах с образованием, отличным от европейского. Собрать и проанализировать опыт директоров школ стран АТР решено именно в связи с результатами международных исследований и сравнительного анализа уровня образования европейских и азиатских учеников. А результаты подобных исследований показывают – что школьники Юго-Восточной Азии по уровню образования опережают своих европейских сверстников.
Первая причина лежит на поверхности – в азиатских школах сохраняется жесткая иерархия, в то время как в Европе учебный процесс демократизируется. Всего в исследовании Asia Pacific Leadership Project участвуют пять стран: Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Австралия. Австралия привлечена к исследованию как пример страны с западным образованием и не высокими показателями у школьников. Четыре другие страны, при культурной общности, показывают разные результаты в школьном образовании, и причины этого еще предстоит выяснить.
Самые высокие показателя демонстрируют школьники Гонконга и Сингапура. Директора школ в этих странах – это самые профессиональные и опытные педагоги. Уважение к директору складывается не исходя из занимаемой им должности, а благодаря его профессиональным, педагогическим заслугам. Там, где на месте директора школы оказывается менеджер, а педагоги становятся экспертами в области образования – ситуация с уровнем и качеством обучения ухудшается.
В России исследование Asia Pacific Leadership Project будет проводить Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Россия представляет интерес самобытностью своего образования, традициями, сложившимися вне зависимости от восточного и европейского пути развития. Будут проанализированы педагогический состав, ценностные ориентиры и иерархия современных российских школ, а также влияние реформирования на показатели уровня образования школьников России.