Созданию модели профессионально-общественной аккредитации будет посвящена конференция, которая пройдет с 29 по 31 октября в НИУ ВШЭ.
Проректор ВШЭ Сергей Рощин напоминает, что законом «Об образовании» допускаются новые виды аккредитации, такие как профессионально-общественная и общественная. Первая помогает оценить, насколько образовательные программы вузов соответствуют современному рынку труда. Этот параметр позволяет работодателям и образовательному сообществу судить об успешности вуза.
Пока что оценка вузов происходит с точки зрения составляющих образовательных программ, но в дальнейшем необходимо выработать механизм учета востребованности выпускников на рынке труда. Создание института мониторинга выпускников на российском рынке труда является первостепенной общенациональной задачей.
В настоящее время ВШЭ по поручению Минобрнауки РФ отрабатывает схему профессионально-общественной аккредитации в области программ по менеджменту и экономике. Работодатели не проявляют интереса к образовательным программам широкого профиля (бакалавриату), их интересуют узко специализированные направления магистратур. Но линейку профессиональных стандартов для оценки качества образования еще только предстоит сформировать.
Модель профессионально-общественной аккредитации по программам менеджмента и экономики проходит апробацию в 16 вузах РФ.
Профессионально-общественная аккредитация ни коим образом не пересекается с государственной, но ее результаты, возможно, будут учитываться при составлении рейтингов, проведении мониторингов и финансировании вузов из государственного бюджета.
Программы профессионально-общественной аккредитации, получившие положительную оценку со стороны работодателей или специальных уполномоченных организаций, будут рекомендованы к дальнейшему использованию. Сейчас оценивающей организацией является Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).
Программы, получившие высокую оценку при аккредитации, представляют интерес не только для работодателей, но и для абитуриентов и их родителей, и будут пользоваться наибольшим спросом при поступлении в вуз.