В этом учебном году законом «Об образовании» введены нормы для инклюзивного обучения детей в школах. Как эта работа организована в Тверской области рассказала ответственный сотрудник регионального образовательного министерства.
Инклюзивное образование предполагает совместную учебу обычных ребят и детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Раньше были единичные случаи такого вида обучения в школах, однако с 1 сентября все работники образовательных органов страны должны позаботиться о комфортной учебе детей-инвалидов и школьников, не имеющих каких-либо ограничений по здоровью.
В Тверской области ранее были приняты определенные шаги в этом направлении – оборудованы специальные пандусы для колясочников, сделаны изменения в устройство санузлов и школьных столовых, дополнительно оснащены медицинские кабинеты. С педагогами организованы дополнительные занятия по работе с детьми-инвалидами, чтобы ученики быстрее и проще адаптировались в новой жизни. Полностью созданы все условия для совместной учебы детей пока только в четырех учебных заведениях областного центра, а в районах таких школ насчитывается уже 28.
В настоящее время в регионе более четырех с половиной тысяч детей имеют различные ограничения в здоровье – это проблемы со слухом, зрением, диабет и прочие заболевания. Каждая семья, имеющая больных детей вправе самостоятельно выбирать формы обучения – домашние занятия с педагогом или по интернету, специальные образовательные учреждения для определенных видов болезни или совместная учеба с другими сверстниками в обычной школе, но оборудованной по всем нормам закона. По состоянию на 1 сентября этого года более 600 детей с ограничениями здоровья занимаются по инклюзивной системе. За два последующих года подобных школ в регионе должно быть не менее 20 % от общего числа.
Особенно непривычно работать в таких условиях педагогам, которые раньше не учили больных детей, нужно быть не только хорошим психологом, но и знать некоторые медицинские основы. А главное сделать все, чтобы дети не чувствовали себя обузой для них и своих сверстников. А что касается обычных здоровых школьников, то с ними также проводятся беседы по более бережному отношению к разным, в том числе и больным людям. Уже сейчас можно сказать о том, что ученики стали толерантными, оказывают помощь и в учебе и в быту своим новым одноклассникам. При этом многие учителя отмечают даже некоторое повышение успеваемости в совместных классах.
Педагоги стараются больше использовать индивидуальный подход в обучении, особенно с больными детьми. Иногда строго спрашивать за знания с них нельзя, но и специально выделять и обучать их в тепличных условиях также не следует – каждый ребенок тонко чувствует отношение к себе со стороны взрослых.