Глава надзорного образовательного органа сообщил о проведении мониторинга знаний и навыков обучения истории у школьных учителей. В основном это касается регионов, в которых выпускники показали слабые знания предмета по итогам ЕГЭ.
Именно знанию истории в последнее время уделено много внимания со стороны Президента РФ, образовательных органов и общества. Анализ квалификации педагогов будет проходить не во всех регионах, а только там где общие показатели знаний выпускников слабы. Для того чтобы в отношении преподавателей не были оказаны административные меры, исследования их знаний пройдут анонимно, то есть без оглашения персональных данных. Главная задача проверки не наказание слабых руководителей образовательных учреждений и учителей, а выяснение слабых сторон в преподавании истории. Затем на основе данных анализа будут составлены предложения по улучшению качества преподавания этого предмета.
С лучшей стороны глава Рособрнадзора отметил некоторые регионы Центрального ФО и Северо-запада страны. Здесь школьники набрали самые высокие баллы по итогам ЕГЭ, но это не означает, что выводы и рекомендации не коснутся успешных учебных заведений – работа будет вестись в масштабах всего государства.
Много вопросов по уровню исторических знаний и квалификации возникло в отношении Северокавказского ФО. Именно школам этих регионов будет уделено пристальное внимание специалистов.
Анализ результатов ЕГЭ и ответы выпускников выявили некоторые самые слабые направления – прежде всего, это новейшая история РФ и становление русской культуры. В качестве доказательства своих слов глава надзорного органа привел конкретные примеры, которые вызывают не только улыбку, но и огорчение специалистов. Почти четверть сдававших госэкзамен считает принятие Конституции 1993 года прерогативой Правительства, а не всенародного голосования. Почти столько же выпускников назвали авторами известной экономической программы под названием «500 дней» почему-то А. Косыгина и даже А.Микояна. Половина экзаменуемых школьников не считает бои на Мамаевом кургане частью Сталинградского сражения. Более половины, а именно 60 % школьников выпускных классов так и не смогли назвать эпоху, которая была описана в известном творении «Слово о полку Игореве». И конечно, грустно слышать мнение 22 % учеников о создателе первых космических ракет, которым они назвали выдающегося ученого в области ботаники и генетики Н. Вавилова. Если бы это были только единичные курьезные случаи, то можно было бы посмеяться над незадачливыми учениками, однако количество подобных ответов очень велико и зашкаливает все разумные пределы.
Многие специалисты, учитывая важность исторических знаний у молодых людей и их влияние на выработку гражданской позиции, предлагают сделать историю обязательным предметом ЕГЭ. Сейчас в эту категорию входят лишь математика и русский язык.