В Омске побывал глава Павлодарской области Казахстана, который посчитал, что дети казахской национальности Омска должны знать казахский язык, для чего власти Казахстана готовы предоставить самые лучшие учебники.
По его мнению, те граждане России, которые относятся к казахской национальности, не должны терять связи со своими соотечественниками в Казахстане, а при встрече с родней могли бы свободно общаться на языке предков. Такая постановка вопроса обусловлена тем, что на территории Омской области сейчас насчитывается более 100 000 людей казахской национальности, а в 50 поселениях поддерживаются традиции и обычаи казахского народа. За эту идею выступает и депутат от Омской области, который согласен с тем, что изучение языка казахов детьми Омска поможет налаживанию не только родственных связей с соседней страной, но пригодится в бизнесе.
Вопрос будет решаться совместно с губернатором Омской области и министерством образования при правительстве области.
Сейчас изучение казахского языка уже происходит в 17 школах города и области, кроме этого, семь кружков дополнительного образования изучают этот язык как часть предмета «Родной язык и литература». Казахский язык активно изучается в педагогическом колледже №1 города Омска, где работают группы дополнительной подготовки, в национальном центре, носящим название «Молдир», где язык казахов осваивают не только дети, но и взрослые. Не так давно открыл свои двери для желающих изучать казахский язык коммерческий центр «Болашак».
Для тех, кто хочет учить язык предков, возможностей достаточно, но как быть с теми, кто не желает заниматься этим? Ведь, даже изучаемый в школе, казахский язык мало кому нужен во взрослой жизни. Если для ведения бизнеса с соседней страной, но бизнесменами могут быть не все, а для того , чтобы съездить в гости в Казахстан, что случается не так уж и часто, тратить свое время и деньги на изучение второго языка – занятие весьма дорогостоящее, если считать свое время силы и, возможно, деньги. Даже единственный в Российской Федерации казахский акын, проживающий в Омске, жалуется на то, что наряду с языком уходят в прошлое культурные наследия казахского народа, потому что, окончив школу, дети не разговаривают на родном языке, предпочитая общаться на русском даже в семьях. Это же подтверждает и директор Каразюкской школы Нововаршавского района, которая говорит, что изучение одного языка мало. Чтобы сохранить корни народа, необходима длительная работа по воспитанию этнической культуры, закрепленная в систему. По её рассказу, они в своей школе, которая расположена в казахском ауле и считается малокомплектным учебным заведением, поставили своей целью решить две задачи. Первая – это передача юному поколения и молодежи народных традиций и богатства языка, воспитание духовно нравственных приоритетов, усвоение жизненного опыта поколений казахов. Вторая задача состоит в том, чтобы воспитать людей, которые смогли бы сохранить и ценить свою национальную культуру, живя в современном обществе двадцать первого века. Дети должны видеть, что изучение языка реально отражается на сохранении обычаев, музыки и песенного наследия казахов.