Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Факторы, которые снижают рейтинг российских ВУЗов

Эксперты из британского журнала Times High Education, которые провели рейтинг среди университетов стран с развивающейся экономикой и ассоциации БРИКС в целом отметили благоприятные тенденции в развитии высшего образования в России. При этом они указали на ряд недостатков, которые мешают нашим ВУЗам значительно улучшить качество образования студентов, и соответственно негативно влияют на популярность учебных заведений.

В мире довольно много организаций, оценивающих состояние высшего образования, причем критериев также немало. Сейчас существует три главных рейтинга, которые отличаются объективностью и учитывают большое количество характеристик – рейтинг журнала Times High Education из Великобритании, рейтинг компании QS, находящейся также на островах туманного Альбиона и Шанхайский рейтинг, который проводит китайский университет Цзяо Тун. В Российской Федерации руководством государства поставлена задача, добиться значительного увеличения популярности ВУЗов и занятия ими прочных позиций в международных оценках высшего образования.

Иностранные специалисты отметили ряд препятствий, которые тормозят развитие российского высшего образования.

На первом месте стоит языковой барьер – огромное количество методических и научных материалов в мире публикуется на английском языке. К сожалению, многие студенты и даже педагоги слабо им владеют и не могут самостоятельно прочитать и осмыслить текст, взять из него самое лучшее и необходимое для расширения своих знаний. Статей с общедоступным переводом также не хватает в ВУЗах России. Поэтому взаимодействие на международной арене с другими университетами организовано слабо, по этой же причине в ВУЗах недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей из-за рубежа.

Следующее препятствие на пути к высоким рейтингам – недостаточное количество средств в университетах. Это объясняется не только финансированием со стороны государства и учредителей, но и низкими доходами самих ВУЗов в результате недостаточного внедрения технологий в промышленности. А качественное образование сейчас во всем мире дело довольно затратное из-за использования научных и технических новшеств, повышения социального статуса преподавателей и возможности им совершенствовать свои знания и навыки. Поэтому университеты должны сами зарабатывать себе деньги на улучшение образования и содержание учебной и материальной базы.

Индекс цитируемости ученых из российских ВУЗов также недостаточен и влияет на общие позиции в рейтингах. А для повышения этого критерия необходимо публиковать научные статьи и труды в международных специализированных базах, таких как всем известный ресурс Scopus, которые отслеживает количество и качество научных трудов. Причем статьи должны быть написаны не просто для галочки, а содержать серьезный и обоснованный научный подход к той или иной проблеме.

Качество подготовки российской профессуры также тормозит развитие научной деятельности многих ВУЗов, вызывает озабоченность их излишняя загрузка. Сейчас современный педагог из университета занимает много своего времени различными видами подработок и репетиторством. А это обстоятельство не позволяет основную часть рабочего времени посвящать своему ВУЗу и студентам. Иными словами, эффективность многих преподавателей и профессоров низка – им нужно исправлять свой рабочий график или уходить из университетов.

При решении этих вопросов качество образования в России вырастет, улучшится подготовка студентов и как следствие ВУЗы станут более популярными. 

Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?