С начала текущего года порядка двадцати филиалов образовательных учреждений высшей школы исключены из государственного реестра лицензий по разным причинам, среди которых были заявления учредителей, решивших самостоятельно закрыть учебные заведения. Также некоторые из них лишились лицензий по решению судов из-за нарушений российского законодательства в области образования.
В список филиалов, лишившихся лицензий вошли:
· филиалы Российского университета дружбы народов (РУДН), которые расположены в Ставрополе и Якутске;
· филиалы Российского государственного гуманитарного университета из Санкт-Петербурга и Ярославля;
· аналогичные учебные заведения Российского госуниверситета туризма и сервиса, находящиеся в Волгограде, Смоленске и Самаре;
· филиал от Кубанского государственного медицинского университета, расположенного в городе Майкоп;
· филиал Самарского государственного аэрокосмического университета из города Тольятти;
· филиалы Уральского государственного педагогического университета из Красноуфимска, Серова и Новоуральска.
Это далеко не полный перечень учебных заведений, которые были исключены из государственного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Подобные решения сейчас принимаются и в других ВУЗах, однако не всегда претензии Рособрнадзора и других государственных органов являются главной причиной такой крайней меры воздействия. Особенность государственной политики в сфере образования за последние пять лет – повышение качества подготовки специалистов. Не все ВУЗы могут эффективно обучать студентов, прежде всего, из-за нехватки финансовых средств, недостаточной материальной и технической учебной базы. Речь идет фактически об оптимизации образовательных учреждений, слабые уходят, а остаются наиболее сильные и эффективные из них.
Не секрет, что за годы, прошедшие после распада Советского Союза, в стране появилось большое количество университетов и особенно их филиалов в разных регионах. У некоторых Вузов не было четкой стратегии развития высшего образования, да и средства вкладывать на развитие учебных заведений нужно было немалые. В итоге пострадавшей стороной стали выпускники, не обладающие необходимыми знаниями и навыками для самостоятельной работы, а некоторых устраивала ситуация, когда выдавалась заветная «корочка» о высшем образовании. Поэтому сейчас практически во всех секторах экономики, образования и медицины находятся люди недостаточно образованные.
Подготовка квалифицированных грамотных специалистов, которые нужны практически во всех отраслях нашей жизни, крайне необходима. Без этого развитие России просто невозможно.