Министерство образования и науки РФ подготовило проект документа, который предусматривает уменьшение и нормирование в выполнении домашних заданий школьников в зависимости от их возраста. Сейчас проект находится в стадии обсуждения специалистами и общественностью.
Предполагается, что время для домашней подготовки должно распределяться следующим образом:
· для начальных классов – не больше полутора часов в день;
· для пяти и шестиклассников – 2 часа;
· с 6 по 8 классы дети должны заниматься дома не больше 2,5 часов;
· старшеклассникам эта норма определена – не более 3,5 часов.
Данное предложение работников образования связано с увеличивающейся нагрузкой на детей, которые помимо учёбы занимаются дополнительным образованием, спортом и творчеством. Многие школьники проводят много времени за компьютером. Всё это создаёт нагрузку на неокрепший детский организм и может привести к функциональным расстройствам здоровья и нарушениям психики. Этот вопрос был обсужден экспертами, медиками и педагогами в ходе круглого стола. Было высказано много мнений и предложений, которые легли в основу рекомендаций.
Действительно некоторые родители недовольны большим количеством домашний заданий, которые должен выполнить ребёнок, в результате детям не остаётся времени для отдыха. Отчасти в таком положении виноваты и сами родители, которые хотят, чтобы их ребёнок сумел впитать в себя как можно больше знаний и навыков – это всевозможные кружки и дополнительные занятия. Поэтому контроль со стороны родителей должен быть таким, чтобы школьник мог отдохнуть и придти в школу на следующий день готовым для учёбы.
Значение педагогов в этом вопросе является главным, им необходимо давать домашние задания с учетом возраста ребёнка. Выполнение домашних заданий должно, прежде всего, помочь усвоить полученные на уроках знания и научить маленького человечка самостоятельно работать с информацией. А для этого необходимо пересматривать учебные программы и в корне менять отношение к образовательному процессу – максимальное усвоение учебной информации должно происходить на уроках непосредственно в стенах школы. Иначе возможно снижение успеваемости и как следствие качества образования особенно для учеников младших классов.
Главная причина сложившейся ситуации, по мнению экспертов в снижении уровня знаний детьми заключается в неумении большинства учителей индивидуально работать с детьми на уроках. Поэтому для компенсации своих недоработок некоторые педагоги стараются давать объёмные домашние задания, что не решает проблемы. К тому же многие родители вынуждены дополнительно нанимать репетиторов своим детям, особенно в период подготовки к экзаменам, большую часть которых составляют те же учителя средних школ.
Для выправления ситуации с учителями необходима кропотливая работа по улучшению эффективности преподавания, учёту индивидуальных особенностей школьников. При этом важным может быть и сокращение количества учеников в классах, так как с большим их количеством педагогов просто не в состоянии нормально работать.