Глава Рособрнадзора сегодня на общем форуме российского исторического общества представил всем участникам итоги проведённого исследования под названием «Портрет учителя истории современной России».
Весной текущего года по согласованию с ассоциацией учителей истории и обществознания надзорная служба в сфере образования организовала проведение масштабных исследования по оценке профессиональной компетенции последних. К данной работе были привлечены практически все регионы страны – были проверены знания и профессиональные навыки у 6 тысяч педагогов, которые преподают историю в образовательных учреждениях.
Вопросы для тестирования учителей были составлены с участием экспертов и ведущих преподавателей – в итоге получился хороший сборник вопросов по объективной оценке профессиональных качеств педагогов.
Результаты исследования оказались обнадёживающими для государственных органов образования и общественности. В общем портрет оказался следующим:
· Во-первых, большинство российских учителей истории правильно и вполне грамотно смогли ответить на заданные вопросы, в которых были основные исторические факты и даты.
· Во-вторых, лишь малая часть учителей не смогла в полном объёме дать верные ответы, как правило, это даты и некоторые исторические явления.
· В-третьих, почти 75 процентов преподавателей уверенно знают содержание исторического и культурного стандарта по истории – из этого следует, что каждому четвертому учителю необходимо повышение своей профессиональной квалификации.
· В-четвёртых, подавляющее большинство педагогов правильно оценивают единый подход к преподаванию предмета на основе принятого стандарта обучения.
· В-пятых, половина всех учителей ставят во главу угла своей деятельности интересы детей и общества, оставшаяся часть сообщества учитывает задачи по успешной сдаче экзаменов своими подопечными.
Подобные исследования впервые проводились с таким широким охватом в России, выявлены положительные стороны в преподавании истории и определяются меры по устранению недочётов. Показательны и итоги ЕГЭ по данному предмету – каждый шестой выпускник школы не смог набрать минимальный уровень баллов, необходимых для поступления в ВУЗ. Здесь есть много проблем, однако и недоработка учителей явно просматривается.
Окончательные итоги исследования пока не оценены, их ожидает широкое обсуждение со специалистами и педагогическим сообществом – в октябре и ноябре подобные мероприятия уже запланированы. Затем результаты данного исследования и задачи по повышению качества преподавания будут обсуждены на всероссийской конференции учителей истории.
Рособрнадзор совместно с региональными властями определит содержание и порядок реализации всего процесса повышения профессиональной квалификации педагогов.