В прошлом месяце во многих школах были проведены мероприятия по оценке знаний учащихся 8-х и 9-х классов по информатике. Исследования проведены среди 45 тысяч школьников из многих регионов страны.
Целями проведения в таких масштабах исследовательской работы были:
· определения уровня грамотности учеников в сфере информатики;
· выявление недостатков в преподавании данного предмета;
· оценка факторов, которые влияют на подготовку школьников.
Основная часть информатики начинается с восьмого класса, поэтому и были выбраны восьмиклассники и девятиклассник – специалисты смогли на начальном этапе определить знания, полученные ребятами и принять меры к коррекции пробелов. Ученики восьмых классов, как правило, имеют начальные знания и навыки в информатике, полученные вне стен школы – они их приобрели дома, а ребята на год старше уже имеют определённые знания, более глубокие и системные.
Специалисты Рособрнадзора на основании, полученных в ходе исследований результатов смогли сделать определённые выводы:
1. Готовность большинства школьников к изучению информатики достаточно высока, благодаря дополнительным занятиям вне стен учебного заведения и увлечения компьютерными технологиями. Основная часть учеников восьмых классов, с полученными заданиями, справилась успешно.
2. Результаты учеников девятых классов немного выше, но отличия небольшие, связанные с развитием навыков пользователя персональным компьютером – их данная часть курса интересует больше.
3. Ответы на простые задания, которые связаны с обыденной жизнью, умение логически мыслить и правильно описывать процесс выполнили правильно порядка 70 процентов восьмиклассников и 80 процентов девятиклассников.
4. При ознакомлении с инструкцией на определённые виды бытовой техники, правильные и развернутые ответы дали 55 процентов учащихся 8-х классов, доля учеников 9-х классов оказалась несколько выше – 68 процентов от общего числа испытуемых.
5. Почти половина всех учеников смогла составить простой алгоритм – в качестве примера был приведён кузнечик. Алгоритмы его движений были правильно записаны при помощи специальных условных обозначений. Это свидетельствует о наличии хорошего потенциала для углублённого изучения курса информатики.
6. 95 процентов учащихся 8-х классов и 96 процентов девятиклассников зарегистрированы в социальных сетях, и значительное время там общаются – третья часть довольно часто общается на этих ресурсах.
7. Два процента опрошенных учеников старших классов не пользуются персональным компьютером, мобильными приложениями сотовых телефонов, у них полностью отсутствует интерес или возможность посещения ресурсов интернета.
Примерно 25 процентов школьников намерены выбрать для себя будущую профессию, связанную с IT сферой. Среди выпускников школ доля выбравших информатику в качестве дополнительного экзамена на итоговой аттестации составляет 7 процентов, что говорит о довольно высоком уровне заинтересованности информационными и коммуникационными технологиями.
Более подробный анализ исследования будет доступен в начале следующего года. На 2016 год запланировано проведение двух исследований по оценке знаний школьников:
· в апреле пройдёт обследование по истории и обществоведению с 6 по 8 классы;
· в октябре исследования пройдут по иностранным языкам для учащихся с 5 по 8 классы.