Руководитель надзорной службы в сфере образования встретился с ректорами медицинских ВУЗов, подчинённых Минздраву, и призвал их более активно взаимодействовать с государственными органами по повышению качества подготовки медицинских специалистов.
Подобное взаимодействие он предложил осуществлять по трём основным направлениям:
1. Помощь в разработке и реализации механизмов, обеспечивающих независимую оценку знаний и навыков студентов.
2. Непосредственное участие экспертов из числа сотрудников ВУЗов в государственной аккредитации учебных медицинских программ.
3. Разработка содержания методов и научной базы оценки медицинского образования.
В качестве положительного примера взаимодействия Рособрнадзора и сотрудников медицинских учебных заведений можно рассматривать участие в оценке знаний и приёме экзаменов у студентов преподавателями других ВУЗов. В прошлом году в данном эксперименте участвовало 29 учреждений высшего образования, среди них оказалось и 5 медицинских ВУЗов. Результаты исследования показали эффективность таких способов контроля над качеством образования, учащиеся более ответственно подходят к процессу обучения и сдаче экзаменов. При этом новый экспериментальный метод позволяет объективно оценить деятельность преподавателей по отдельным учебным направлениям.
В 2014 году было организовано тесное взаимодействие с Медицинской лигой России – она внесена в реестр в качестве экспертной организации при проведении государственной аккредитации. Образовательные структуры государства заинтересованы в непосредственном участии лиги не только в учреждениях образования, подведомственных Минздраву, но и ВУЗов, которые подчинены непосредственно министерству образования. Обычные классические университеты также имеют учебные программы для подготовки медицинских специалистов.
Сейчас в России работают 55 ВУЗов, осуществляющих подготовку медицинских работников, из них:
· 48 государственных учебных заведений и четыре филиала;
· 7 негосударственных ВУЗов и два филиала.
В текущем году 23 медицинских образовательных учреждений прошли полную процедуру аккредитации, к сожалению, в пяти учебных заведениях по отдельным направлениям было отказано в аккредитации. Большая часть учебных направлений касалась непрофильных предметов, таких как «Экономика и управление».
В настоящее время порядка двадцати пяти медицинских Вузов осуществляют подготовку специалистов, которые не будут связаны в дальнейшем с медициной. Поэтому руководству медицинских ВУЗов стоит подумать, целесообразно ли готовить непрофильных специалистов и отвлекать силы преподавателей. Реализация других учебных программ требует высококвалифицированных педагогов, которых привлечь в профильные ВУЗы не всегда получается. Поэтому не стоит дожидаться проверок Рособрнадзора и самостоятельно принять решение об удалении таких направлений из деятельности учебных заведений, но при соблюдении прав студентов. В этой части государственные органы образования всегда окажут помощь в их переводе при сохранении условий учёбы.