Сегодня состоялся всероссийский семинар, на котором были рассмотрены задачи образовательных органов по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в российском образовании. Руководитель надзорной службы рассказал перспективы развития по контролю и оценке качества образования, исходя из поручений главы государства, озвученных в декабре прошлого года на заседании Государственного совета.
Одно из поручений президента РФ касается периодического обновления и коррекции содержания образовательных программ на основе оценки результатов из исследования. Эта задача, безусловно, найдёт отражение в деятельности всех образовательных структур государства, особенно в работе федеральной надзорной службы.
Самое главное в настоящее время – это добиться всеми доступными методами объективности оценки результатов обучения, если они будут искажены, то никакими реформами невозможно добиться улучшения. Важно чтобы содержательная часть отечественного образования наряду с исследованием условий учёбы могут дать правильное направление по развитию всей образовательной системы страны.
Эксперты службы должны осуществлять контрольные и надзорные действия не только в учреждениях высшего образования, но и в школах, колледжах и техникумах. Для этой работы потенциала только одного Рособрнадзора явно недостаточно, поэтому необходимо привлечь школьных учителей и чиновников образования, имеющих достаточно серьёзную практику. Подобный состав комиссий при проверке деятельности школ сможет выполнить поставленные задачи более грамотно и полно.
Исследования качества образования в школах должны включать следующие моменты:
· проверка знаний учеников;
· индивидуальные беседы со школьниками и их родителями;
· изучение работы коллектива учебного заведения в комплексе;
· обсуждение направлений развития с сотрудниками школ;
· выработка рекомендаций по улучшению ситуации с преподаванием отдельных дисциплин.
Затем уже наступает время оценки качества выполнения всех рекомендаций и законодательных актов в сфере образования. Если школа не реагирует на улучшение качества подготовки учеников, то необходимо принимать и административные меры воздействия.
По мнению главы Рособрнадзора самыми востребованными формами контрольной и надзорной деятельности на современном этапе являются:
· формирование групп экспертов не только на федеральном, но и на региональном уровне;
· постепенный перевод основных процедур лицензирования и госаккредитации в электронный вид;
· переход к новым более совершенным формам по контролю и надзору в образовательной сфере;
· проверки образовательных учреждений должны производиться там, где больше всего недостатков, а эффективные учебные заведения должны подлежать исследованиям качества образования реже.
Следующее поручение главы государства состоит в том, чтобы поддерживать больше те школы, в которые показывают низкие результаты по итогам обучения, прежде всего, учитывать результаты контрольных и проверочных работ, а не оценивать итоги ЕГЭ и ГИА.
Формирование общенациональной системы подготовки педагогов, их профессионального роста также являются приоритетными задачами государственной политики. Аттестация учителей станет более объективной и стимулирующей их на повышение профессиональной компетенции – эта часть работы обязательно должны пройти этапы общественного обсуждения и учёт предложений.