В рамках проведения круглого стола в Общественной палате руководитель Рособрнадзора разъяснил позицию службы по осуществлению контрольной и надзорной деятельности.
Все проверки знаний школьников и уровня преподавания предметов необходимо проводить в комплексе, а уже по результатам формировать предложения по улучшению качества подготовки учеников. Прежде всего, нужно больше проверять те учебные заведения, в которых есть проблемы, а школы, работающие без нареканий необходимо осуществлять проверки как можно реже. Эти основные принципы буду основополагающими в разработке новой модели контроля качества образования в школах.
По словам руководителя службы необходимо оптимизировать всю контрольную и надзорную деятельность в сфере образования – эта задача в настоящий период весьма актуальна. Все проверки учебных заведений должны быть направлены не наказание руководителей и педагогов школ, а на повышение качества преподавания всех без исключения школьных дисциплин. В обязательном порядке проверки должны заканчиваться выработкой рекомендаций, способных улучшить положение дел в отдельно взятой школе или муниципалитете.
Для проверок нужно больше привлекать экспертов образования, действующих учителей и директоров школ, так как они обладают пониманием по развитию образовательного процесса, практическими знаниями и методикой преподавания. А использовать административные решения в отношении учителей и руководителей учебных заведений нужно не после проверки, а после анализа выполнения рекомендаций образовательных органов. Если есть положительные сдвиги, знания учеников улучшаются, то можно говорить об эффективности контрольной и надзорной деятельности.
В ближайшее время Рособрнадзор намерен закончить разработку новых административных регламентов по надзору и контролю над качеством российского образования. Планируется изменение критериев в оценке работы региональных органов, которые контролируют учебные заведения на местах.
В 2016 году начата деятельность службы по постепенному переводу некоторых аккредитационных и лицензионных процедур, которые будут осуществляться в электронном виде. В итоге снизится нагрузка на учреждения образовании в подготовке необходимых документов.
Помимо этого начато формирование сообщества высокопрофессиональных экспертов, которые займутся аккредитацией учебных заведений независимо от географии расположения и места жительства самих специалистов.