В конце прошлой недели в Крыму на базе международного детского центра «Артек» состоялось рабочее совещание руководителей образовательных органов регионов. На протяжении двух последующих дней участники мероприятия обсудили проблемы и перспективные направления развития отечественного образования.
В совещании также участвовали руководящие работники профильного ведомства и других заинтересованных министерств и учреждений федерального масштаба.
Были широко обсуждены следующие направления деятельности:
· результаты завершившейся кампании ЕГЭ-2016;
· ход выполнения программы по строительству новых школ;
· создание общенациональной системы учительского роста;
· вопросы сокращения отчётности, выполняемой педагогами;
· начало деятельности Российского движения школьников (РДШ) и другие организационные вопросы.
В частности глава профильного ведомства заявил о необходимости более широкого участия регионов в обсуждении тематики, связанной с содержанием российского образования. На местах лучше видны проблемы образования, нужны предложения по их устранению и улучшении ситуации в целом.
За последние годы произошли серьёзные изменения в содержании и качестве российского образования. Появилась отдельное предметное направление – русский язык и литература стали уже отдельными предметами. При составлении рабочих программ учтены предложения педагогического сообщества, их структура сокращена, что избавит наших учителей от излишней отчётности и даст больше времени для обучения детей и личностного развития.
По многим школьным дисциплинам разработаны и утверждены концепции преподавания – это русский язык, литература, история, математика, география, обществознание, физкультура и некоторых других направлений подготовки учеников школ. К 2020 году эта работа будет завершена и по каждому предмету появится новая концепция преподавания.
Сейчас в стране необходимо изыскать помещения в школах для внеурочной деятельности, назрел вопрос повышения своей профессиональной компетенции учителями. Системный подход в образования должен привести к развитию творческой активности педагогов и стать основой всего учебного процесса.
Был обсуждён вопрос развития карьерных возможностей учителей, прозвучали предложения по дифференцированию должностей педагогов в зависимости от выполняемых ими функций и сложности работы. При этом преподаватели должны иметь допустимый уровень педагогического образования: для учителей начальной школы необходима подготовка, полученная по направлению бакалавриата, для других педагогов магистратура и наличие высшей категории. В ближайших планах – создание единой системы аттестации сотрудников школ с целью оценить знание предмета, пользование методиками преподавания с разными учениками.
Сейчас во всех регионах России созданы и работают отделения Российского движения школьников, членом которого может стать любой ученик с возраста 8 лет. Работа этого общественного движения будет проводиться пока по четырём основным направлениям:
· личностное развитие, предполагающее участие в творчестве, профессиональной ориентации и спорте;
· гражданская активность;
· военно-патриотическое движение;
· участие в информационной и медийной деятельности.
В настоящее время специалисты ведущих ВУЗов и эксперты образования разрабатывают методические рекомендации для успешной деятельности РДШ.
По вопросу строительства и реконструкции школьных объектов глава министерства образования предупредил всех присутствующих о необходимости запустить в действие их к концу текущего года в соответствие с утверждёнными планами. В 2016 году на эти цели регионам выделено порядка 25 миллиардов рублей.