Известно, что результаты ЕГЭ не влияют на оценку работы руководителей регионов, органов местной власти и муниципалитетов, однако для определения эффективности школ он пока остался. Поэтому на совещании в Рособрнадзоре было решено заменить показатель итоговой аттестации выпускников на другие более приближённые к реальному состоянию дел направления.
Речь идёт о введении таких показателей, как:
· уровень массовости в достижении положительных результатов в обучении школьников;
· развитие способностей у детей, включая и талант;
· объективность и прозрачность образовательного процесса;
· качество образования и наличие необходимых средств для успешной учёбы;
· итоги участия выпускников в государственных и региональных образовательных программах.
Предложения направлены в профильное ведомство, которое может изменить существующее положение. В федеральной службе надеются на положительное решение вопроса при общественном обсуждении.
В общественном совете Рособрнадзора подтвердили эту информацию и считают, что оценивать деятельность школ по результатам ЕГЭ, так как они не учитывают качество образования среди учеников младших классов. Более того, если этот показатель оставить, то педагоги и руководители учебных заведений будут продолжать натаскивать школьников на успешную сдачу ЕГЭ, а остальным предметам дети будут уделять меньше внимания. Это отрицательно скажется на уровне подготовки учащихся.
Школы должны оцениваться по целому ряду показателей, которые в комплексе могут показать реальное положение с образованием учащихся.
Предлагаемый показатель массовости в достижении положительных результатов в обучении будет учитывать и итоги аттестации девятиклассников, и всероссийских проверочных работ в младших классах.
Развитие таланта – количество учеников, которые добились высоких результатов в школьных и предметных олимпиадах.
Уровень объективности и прозрачности образовательного процесса предполагает учитывать участие школьных учреждений в мониторинговых процессах различного формата. Также будут оказывать влияние на эффективность учебных заведений наличие информационных ресурсов, включая сайт и отзывы общественности.
Качество образования будет определять не только успехи детей в усвоении знаний в соответствии со школьной программой, но и наличие материальной и технической современной базы – уровень компьютеризированности, наличие спортивных и оздоровительных площадок, доступность всех объектов для детей с ограничениями по состоянию здоровья. Наличие большего количества учителей с высшей категорией, конкурсные отборы в отдельные классы также будут способствовать признанию успешной деятельности того или иного учебного заведения.
Заместитель руководителя Рособрнадзора предложил разделить школы при оценке их деятельности на городские, сельские учебные заведения, лицеи и гимназии. Все школы разные, имеют различную инфраструктуру и возможности.
ЕГЭ не должен стать инструментом для административного воздействия на учебные заведения, иначе отечественная система образования может быть разрушена.