В Казани прошёл форум под названием «Будущее науки», в ходе которого сотрудники профильного ведомства и представители научного сообщества обсудили ряд задач, стоящих перед отечественной наукой.
В частности в министерстве образования и науки РФ недовольны тем обстоятельством, что только треть всех аспирантов успешно защищает кандидатские диссертации. Дополнительно чиновники предложили отменить обязательную педагогическую практику аспирантов. Учёные согласились с данными выводами и подтвердили, что система вузовской аспирантуры нуждается в масштабной реформе, которую нужно проводить постепенно и продуманно.
Заместитель главы ведомства обратилась к учёным, работающим за рубежом, с просьбой оказать содействие в проведении реформы, так как заграничный опыт в данном вопросе окажется полезным для отечественной системы образования.
Заместитель департамента министерства образования отметил, что ранее основной задачей аспирантуры была подготовка новых научных и педагогических кадров, иными словами преподавателей ВУЗов. Сейчас обстановка меняется, так как люди с научной степенью нужны не только в учебных и научных учреждениях, но и востребованы в разных отраслях экономики, бизнесе и государственном управлении. Поэтому не всем аспирантам требуется практика педагога, но до сих пор даже в дипломе человека, защитившего диссертацию, указывается полученная специальность – преподаватель-исследователь. Аспирант занимается научной деятельностью всего три года, поэтому навыки педагогической практики нужны далеко не всем.
В сложившейся системе аспирантуры существует ещё ряд требований, которые необходимо изменять. Например, для зачисления будущему аспиранту нужно сдать три классических экзамена, при этом его достижения в учёбе по направлению магистратуры не учитываются. И самое главное – после окончания аспирантуры нет обязательной нормы по защите кандидатской диссертации. В итоге кандидатами становятся лишь 30 процентов всех сотрудников, занимающихся по данному направлению. При этом счётная палата РФ считает, что министерство нерационально расходует государственные средства на обучение аспирантов – налицо дисбаланс между системой вузовской аспирантуры и присуждением учёных степеней.
Поэтому профильное ведомство предлагает следующие изменения:
· пересматривается перечень обязательных вступительных экзаменов – каждый ВУЗ вправе установить его самостоятельно;
· при зачислении в аспирантуру необходимо учитывать результаты учёбы кандидата по направлению магистратуры;
· на этапе зачисления важно ввести конкурсный отбор портфолио каждого кандидата на обучение;
· защита диссертация будет являться обязательной после окончания учёбы по направлению аспирантуры.
Понятно, что для осуществления вышеперечисленных задач потребуются изменения в законодательстве.
Представители научного сообщества высказали также ряд идей по реформе. В частности, защиту диссертации можно перенести ещё на один год после окончания аспирантуры, так как трёх лет для создания серьёзного научного труда недостаточно. Более того, аспирант без защиты кандидатской диссертации подлежит призыву в ряды Вооружённых Сил РФ.
Также поступило предложение оставить педагогическую практику для аспирантов – этот опыт всегда будет востребован молодому специалисту, но и навязывать её в обязательном порядке не стоит.