Специалисты Федерального института педагогических измерений, которые занимаются разработкой экзаменационных материалов единого госэкзамена, опубликовали советы выпускникам по успешной сдаче итоговых испытаний по одному из обязательных экзаменов – по русскому языку.
Всем будущим участникам ЕГЭ следует учесть, что задания экзамена по русскому языку разработаны исключительно на основе школьной программы. Поэтому при подготовке не следует изучать вопросы, которые не связаны с учебной программой общеобразовательной школы – этим можно заняться, позднее в ВУЗе или других профильных образовательных учреждениях.
Сначала нужно внимательно познакомиться с демоверсиями экзаменационных заданий, использовавшихся ранее на предыдущих испытаниях, которые всегда есть на ресурсе института. Тогда станет понятно основное содержание материалов, и определить какие вопросы необходимо подтянуть и позаниматься дополнительно.
Экзаменационное задание по русскому языку содержит 24 вопроса, отвечая на которые недостаточно лишь грамотно писать тексты и правильно расставлять знаки препинания. Эти умения необходимы в вопросах с 8 по 14 и с 15 по 19. Однако задания с 4 по 7 проверяют владение принятыми языковыми нормами литературы. Задания с номера 1 по 3и с 20 по 24 направлены на выявление возможности экзаменуемого проводить речеведческий анализ текстов.
Особое внимание участникам ЕГЭ необходимо обратить на правила правописания в разных частях речи – это задание под номером 14, расстановку знаков препинания в сложных предложениях (вопрос № 14) и функционально смысловых типах речи.
Задание 17 проверяет умение испытуемых обособлять конструкции, которые не связаны грамматически с предложением, можно виде примера привести обособленные обращения. При этом форма текста может быть разной – стихотворение или прозаика.
Задание под номером 22 основано на выявлении способности проведения лексического анализа, вопрос выписать из текста тот или иной фразеологизм не означает, что он находиться только в единственном виде, а вопрос предусматривает определить лишь один фразеологизм.
23-е задание выявляет умение выявлять средства связи в предложении, причём возможно несколько вариантов ответа.
Вторая часть экзаменационного задания по русскому языку – это вопрос № 25 проверяет умение грамотно комментировать определённую проблему и с помощью аргументов правильно выражать свою точку зрения. Ответить на этот вопрос помогут навыки в чтении художественной литературы для того чтобы показать экзаменаторам всю широту мировоззренческих проблем с приведением литературных примеров.
В подготовительной работе к будущему экзамену следует учесть, что большинство участников ЕГЭ, получивших низкие баллы, не смогли показать уверенное владение языковыми и речевыми нормами. Поэтому на этот вопрос нужно обратить самое пристально внимание.