В этом году министерство образования и науки РФ провело контрольно-проверочные работы среди учащихся вторых классов по русскому языку. Общие результаты оказались неплохими, большинство ребят получили оценки «хорошо» и «отлично», однако 75 процентов ребят не смогли составить предложение из представленных в задании слов.
По мнению главы ведомства это означает, что дети не просто потеряли любовь к чтению книг, они не приобрели функциональные навыки чтения. В результате вместо осмысленной учёбы и увлекательного чтения многие ученики начальных классов занимаются зубрёжкой.
Исследования показали, что учащиеся часто путают даже названия художественных произведений русской классики, не знают многих известных авторов. Некоторые педагоги объясняют такое положение дел изменившимися в обществе представлениями о добре и зле, успешности в жизни. Например, сейчас многие чеховские персонажи считаются неудачниками в жизни, потому что их материальное положение не соответствовало приемлемому уровню.
Министр образования сказала, что за последние десятилетия изменился и уровень подготовки учителей. Причина этого кроется в чрезмерном увлечении новыми технологиями, за которыми педагог сам слабо развивается. Многие учебники не соответствуют задачам современного образования, часть из них сложна для восприятия детьми, другие имеют низкий интеллектуальный уровень. Поэтому в настоящее время проводится экспертиза учебных пособий, отбираются самые лучшие образцы, апробация которых проводится в отдельных учебных заведениях.
В этом учебном году ученики покажут свои знания в выполнении всероссийских проверочных работ. При этом отдельные педагоги высказали претензии к этой оценочной форме, они почему-то считают, что у них не будет времени на подготовке к ЕГЭ. То есть имеет место старая привычка – натаскивание к государственной итоговой аттестации.
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова отметил, что любовь детям к чтению следует прививать с раннего возраста – ещё в детском саде они должны наизусть знать стихи русских классиков, а школа уже должны учить их осмысленно читать.
Другое направление, которое нужно учесть в разработке образовательных программ – это синхронизация гуманитарных дисциплин по важнейшим историческим событиям с лучшими художественными образцами классической литературы. Например, ребята проходят в школе поэму А.С. Пушкина «Полтава», а по истории это событие ребята учат только два года спустя. И таких примеров довольно много.
Ректор МГУ предложил в профильных ВУЗах ввести курс словесности, объединив русский язык и литературу. В педагогических университетах нужно возобновить изучение древнерусской литературы и курс старославянских языков, как это было ранее. Учитель должен быть всесторонне развитой личностью, а сегодня много внимания уделяется в их подготовке современным образовательным технологиям и методике преподавания. Опросы выпускников педагогических ВУЗов показали, что они сами в большинстве не могут назвать даже несколько произведений А.С. Пушкина.