По мнению президента Российской академии образования сейчас вводить полноценную оценку в школах итоговых сочинений учащихся выпускных классов преждевременно. При этом она отметила, что существующая система оценивания литературных работ выпускников «зачёт» или «незачёт» не отвечает потребностям самих учащихся и всего среднего образования.
Он считает 100-балльную оценку более логичной. Тем не менее, пока на другие формы оценки итоговых сочинений переходить ещё рано. Это связано с текущими результатами ЕГЭ по всей стране и недостаточным уровнем успеваемости школьников по литературе.
Итоговое сочинение существует в России только три года, является своеобразным допуском выпускников к единому госэкзамену, ученики пока привыкают к сложившейся процедуре проведения и оценивания их литературного труда. Необходимо всё тщательно обдумать, обсудить со специалистами и экспертами и только потом менять оценку. Декан филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета сообщила, что возможно через два года Рособрнадзор изменит ситуацию.
Президент РАО также обратила внимание на необходимость изменения школьной программы по литературе. Она предложила шире использовать произведения таких зарубежных классиков, как Ремарка, Мериме, Голсуорси и, конечно же, Шекспира. Изучение литературы и истории нужно синхронизировать по времени в разных классах российских школ. В частности, она отметила, что сначала необходимо по истории изучить тему крепостного права в старой России, и только потом предлагать ученикам «Грозу» Островского.
Выполнить работу по приведению программ истории и литературы к общим целям можно, хотя и довольно сложно. Она предложила в этом направлении помощь со стороны учёных из Российской академии образования.
В этом учебном году в декабре выпускники уже написали итоговое сочинение. Зачёт получили порядка 98 процентов всех учащихся. Для выпускников, которые не справились с заданием или отсутствовали по уважительным причинам, есть ещё два дня в этом году для написания сочинения – это 1 февраля и 3 мая.