В настоящее время началось активное обсуждение возможности дальнейшего развития Болонского процесса в высшем образовании. Одни специалисты считают, что эта система способна разрушить российское образование, другие эксперты полагают, что Болонская система оказывает положительное значение.
Не так давно даже министр образования и науки РФ критиковала качество подготовки специалистов по направлению бакалавриата. По её мнению студенты не получают достаточных базовых знаний, которые необходимы современному специалисту.
Болонская система включает в себя двухуровневое высшее образование:
· Бакалавриат – в данном направлении студенты учатся четыре года (в некоторых случаях даже три) и получают базовое образование и часть знаний и навыков по выбранной специальности.
· Магистратура – означает дополнительное обучение ещё в течение двух лет после получения степени бакалавра. По сути, данное направление даёт более глубокие знания в профессии.
На первый взгляд ничего плохого в данной системе нет. Каждый студент самостоятельно выбирает для себя тот или иной уровень обучения, который ему нужен в будущем. Более того выпускники по направлению бакалавриата имеет возможность дальше учиться в любом университете страны и Европы из-за унификации образовательных программ. Будущий магистр даже может выбрать для продолжения учёбы другую специальность.
Однако такой возможностью пользуются не все выпускники ВУЗов в силу разных причин. Некоторая часть учащихся считает, что получив диплом бакалавра, он выполнил свою задачу по выбору специальности и получил все нужные в профессии знания. То есть получение долгожданного диплома для них является конечной целью.
Однако в России не все профессии можно получить по направлению бакалавриата, например, врачи и юристы учатся значительно больше, так как требования к профессиональной компетенции здесь намного выше. Это означает, что направление бакалавриата не может дать хорошую качественную подготовку для современного специалиста. Он учит студентов самостоятельно получать дополнительные знания и более мотивированно выбирать будущую специальность.
Можно долго рассуждать, хороша или плоха Болонская система для нашей страны – дело не в этом, а в том, как её более эффективно использовать для подготовки квалифицированных специалистов. В этом процессе определяющая роль отводится самому учащемуся в более осознанном выборе своей профессии.