В Общественной палате РФ подвели итоги всероссийского мониторинга доступности высшего образования для инвалидов и граждан, имеющих ограничения по состоянию здоровья.
Комплексные исследования по данному вопросу прошли в 51 регионе страны и охватили 169 государственных учреждений высшего образования. Было опрошено 460 студентов с инвалидностью и такое же количество их родителей или опекунов.
Мониторинг выявил ряд проблем, которые ущемляют права абитуриентов и студентов. В частности по российскому законодательству инвалид имеет право быть зачисленным только в одно учебное заведение по одной специальности. А в это же их здоровые сверстники могут подавать документы в приёмные комиссии нескольких ВУЗов по разным специальностям. Поэтому члены Общественной палаты РФ предложили внести поправки в закон «Об образовании в РФ» для устранения этой проблемы.
Действительно, обычный абитуриент, подавая документы, в пять ВУЗов по трём специальностям, имеет в результате 15 разных вариантов для зачисления. А инвалид не может этого сделать, потому что закон не даёт этого права. Налицо – явная дискриминация.
Однако здесь нужно сделать уточнение – не во всех учебных заведениях и специальностях инвалид сможет учиться в силу особенностей своего здоровья. Поэтому депутаты Госдумы внесли поправки в перечень показателей, препятствующих учёбе на основании выводов медико-социальной экспертизы. Более того в соответствии с этим заключением абитуриент с инвалидностью будет иметь льготную квоту, которая определяется на уровне десяти процентов от общего количество обучающихся.
К следующим проблемам относится недостаточное оснащение учебных заведений высшей школы специальной техникой для учёбы, в частности не хватает клавиатур для слепых людей, а она намного дороже, нежели обычные учебники.
Есть вопросы и к оборудованию учебных корпусов и аудиторий. Мониторинг показал, что не во всех зданиях ВУЗов есть пандусы для въезда инвалидов колясочников, специальные подъёмники и лифты.
Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета предложил создавать реальную среду для сопровождения студентов инвалидов или имеющих ограничения по состоянию своего здоровья – им в учебном заведении смогут помочь учащиеся или волонтёры, которым эту деятельность нужно засчитывать, как педагогическую практику.
Всероссийский мониторинг был проведён исследовательским центром «Особое мнение» вместе с членами Общественной палаты РФ. Поддержку исследованиям оказали комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов и профильные министерства.