Начиная со следующего года, в стране пройдёт масштабный эксперимент по внедрению в российских ВУЗах электронной формы обучения. Для этого не потребуется присутствие студентов и преподавателей в учебных аудиториях.
Новый способ будет опробован в ряде учреждений высшего образования, результаты будут подробно оценены специалистами и сравнены с традиционной формой обучения студентов. Речь не идёт о полной замене очной учёбы, однако совмещение окажется полезным для качества высшего образования.
Тем не менее, эксперимент будет проходить в двух формах:
· полная замена традиционного обучения онлайн-курсами;
· частичная замена отдельных направлений подготовки специалистов.
Обе модели будут проанализированы экспертами, а выводы будут представлены в профильное ведомство.
Во всём мире онлайн-учёба расширяется, уже доказана её эффективность по отдельным позициям. Каждый студент имеет право выбирать более качественные лекции, которые ведут наиболее успешные педагоги. Существуют способы оценки знаний учащихся в электронном обучении и даже выдаются свидетельства о прохождении курсов. Такой способ учёбы наиболее актуален для самостоятельной учёбы готовых специалистов, которые ранее окончили ВУЗы и работают по специальности, так как они обладают навыками получения знаний.
Проект предусматривает введение новых онлайн технологий в существующие образовательные программы и создание новых индивидуальных курсов.
В профильном ведомстве считают, что применение удалённых способов обучения существенно расширит возможности каждого ВУЗа, повысит эффективность высшего образования. При этом студенты самостоятельно смогут выбирать те или иные онлайн-курсы и модели учёбы.
Однако есть ряд экспертов, которые в данном нововведении усматривают негативные результаты. По их мнению, распространение онлайн обучения приведёт к сокращению количества преподавателей. Особенно это может коснуться молодых педагогов, которые ещё не смогли добиться приемлемого качества преподавания, а студенты будут выбирать более подготовленных лекторов. В итоге преемственность поколений преподавателей ВУЗов будет нарушена.
Апробация данного метода выявит все проблемы обучения студентов, создаст перспективные модели для повышения качества подготовки специалистов. А государство найдёт приемлемые варианты форм обучения, исходя из российских реалий и интересов общества.