Минобрнауки со своей стороны выдвигают свои аргументы против такого подхода к основному образовательному закону. Как пояснила временно исполняющая обязанности руководителя отдела, сотрудники которого занимаются вопросами государственной политики в области образования, по существующему законодательству каждый директор общеобразовательного учреждения имеет право задействовать детей в трудовых процессах. Но в то же время программы обучения, которые используются в школах, не регламентируют привлечения детей к полезным трудовым процессам. Исходя из этого несоответствия, в Министерстве сейчас занимаются подготовкой изменений в образовательных программах и государственных стандартов в сфере образования. Предполагается, что на основании новых документов ученикам будет прививаться бережное и уважительное отношение к труду в любой его форме, ученики приобретут навыки самообслуживания, станут интересоваться различными направлениями будущей профессиональной деятельности.
По мнению чиновницы из Минобрнауки, подобные изменения образовательной программы и федеральных государственных образовательных стандартов даст возможность изменить сложившуюся ситуацию с трудовым воспитанием подрастающего поколения. Поэтому, Правительство РФ пока не может принять к чтению новый законопроект, отметив, что школьники, без всякого сомнения, должны привлекаться к труду.
К выступлению представителя Минобрнауки скептически отнеслась заместитель председателя думского комитета образования. По ее словам, простое внесение в образовательные школьные программы понятия и последующей его реализации «трудового воспитания» учеников расходится с российским законодательством. Согласно трудовому кодексу, принятому в РФ, существует один вид трудовой деятельности – наемный труд. Поэтому любая трудовая деятельность школьника, то обычная производственная практика или труд в опытных учебных бригадах, должна сопровождаться составлением трудовых контрактов или договоров.
Для того чтобы восстановить практику трудового воспитания детей в школах, нужно создать для этого законодательную правовую базу. Зампред комитета считает, что сегодня общеобразовательные школы нуждаются в правовой помощи. В настоящее время по итогам прокурорских проверок привлечение к труду детей расценивается как незаконное, что влечет за собой наложение штрафа размером до 300 тысяч рублей. Поэтому не стоит рекомендовать школам применять понятие о трудовом воспитании детей, которого не существует в действующем законе, тем самым перекладывая ответственность на плечи директоров образовательных заведений. Внесение поправок в закон "Об образовании" недостаточно, потребуется изменять Трудовой и Налоговый кодексы.
Если вспомнить, что министр образования не раз высказывалась за возврат к практике трудового воспитания, когда дети сами убирали классы, школьную территорию и выполняли другие работы в своей школе, то сегодня почему-то все уходят от этого вопроса, заметила зампред. комитета и предложила все-таки принять законопроект. В результате обсуждения общего согласия не удалось достичь, поэтому работа над законопроектом будет продолжена.