В рамках Московского международного салона образования прошёл круглый стол, организованный Рособрнадзором, на котором эксперты рассмотрели вопросы создания единой системы, оценивающе качество образования.
На открытии мероприятия глава Рособрнадзора подробно осветил все вопросы, касающиеся создания новой системы, оценивающей качество отечественного образования, и представил первоочередные задачи по сбору и анализу всех данных.
Он обратил внимание всех присутствующих на то чтобы результаты проводимых исследований и оценочные процедуры использовались исключительно для повышения качества российского образования, а не для принятия каких-либо административных мер в отношении муниципалитетов, учебных заведений и педагогов. Планируемая модель новой системы сейчас проходит период обсуждения с профильным ведомством и заинтересованными специалистами и экспертами. Конкретно речь идёт об использовании оценочным форм для системы повышения профессиональной квалификации преподавателей. Оценка качества обучения граждан должны выявлять проблемы, существующие с качеством образования, и последующим их устранением. А создание на этой основе различных рейтингов школ и педагогов не является самой важной составляющей в этой работе.
Руководитель федеральной надзорной службы в сфере образования привёл успешный пример применения результатов оценочных процедур – это акция под названием «Я сдам ЕГЭ», которая позволила заметно улучшить сдачу госэкзамена выпускниками регионов Северного Кавказа. Здесь в три раза было сокращено количество участников испытаний, которые не смогли успешно сдать экзамены. В основном, это касалось обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике, что позволило им получить документы, подтверждающие среднее образование.
Есть и другой проект эффективной работы с результатами оценки образования – в каждом субъекте Федерации после прошедших итоговых испытаний в 2016 году, были выбраны по два или три муниципалитета, которые показали самые низкие результаты. С ними была проведена целенаправленная работа по устранению проблем институтами повышения профессиональной компетенции педагогов.
Отечественной системе образования принесли ощутимую пользу и международные исследования по качеству подготовки школьников. По итогам этой деятельности Россия сейчас занимает лидирующие места в мире. Исследования выявили и ряд проблем, над решением которых в настоящее время работают эксперты и сотрудники образовательных структур.
Сравнительный анализ образовательных систем государств, добившихся наиболее весомых успехов, показал, что для достижения успеха нужны определённые факторы:
· единый базис содержания образования для всех школ;
· объективность оценки качества подготовки учащихся по всем предметам;
· учебники высокого качества;
· объективность в оценке профессиональной компетенции педагогов;
· прозрачность в назначении директорами школ из наиболее успешных организаторов и педагогов.
При этом внедрение этих принципов не является затратным, их можно и нужно реализовать в российской системе образования.
Директор департамента образования ОЭСР на примере исследований, проводимых в формате PISA, сообщил, что для достижения высоких результатов нужно не только успешно усваивать новые знания школьникам, но и заботиться о навыках, приобретаемых в результате обучения и ценностях образовательной системы. Речь идёт об умении детей применять знания в социальных условиях жизни – это способность работать в небольшой группе людей. Предстоящие исследования в следующем году будут посвящены умению учащихся правильно оценивать и анализировать, происходящие события, использовать их для принятия верных решений. А уже в 2021 году будут исследованы креативные навыки детей, которые должны уметь самостоятельно находить пути решения задач, не обращаясь к учителю. В этом состоит главная цель системы оценки качества образования учащихся.