В 2019 году российские ВУЗы могут начинать приём стартапов выпускников в качестве дипломных работ.
Это стало возможным благодаря реализации проекта «Цифровая экономика». Вузы уже начали стимулировать учащихся на создание стартапов заранее до выпуска. Это можно будет использовать в качестве выпускной квалификационной работы с 2019 года. Некоторые учреждения высшего образования уже приступили к инициированию данного процесса. Среди них такие известные ВУЗы, как Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий (ИТМО), Дальневосточный федеральный университет и ряд других учебных заведений высшей школы.
Например, заведующий кафедрой факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова напомнил, что ещё во время Советского Союза будущие журналисты имели право представить в качестве дипломной работы, так называемый творческий диплом. То есть речь шла о создании выпускником серьёзной творческой работы, которая показывает профессиональные знания и умения, полученные за годы учёбы. Сейчас процесс защиты дипломов у выпускников излишне стандартизирован.
Несколько дней назад в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете ИТМО прошла защита выпускных работ среди студентов факультета менеджмента и инноваций, учившихся по направлению магистратуры. В подавляющем числе среди дипломных работ находятся решения, сопряжённые с IT сферой – агрегатор хостелов, сервисы продаж посредством интернета экологических продуктов и другие не менее интересные проекты. При этом часть проектов уже реально работают. Поэтому защита стартапа, особенно перед работодателями и инвесторами является хорошим инструментом развития профессиональных компетенций и создания системного мышления.
В Дальневосточном федеральном университете было принято решение засчитать в качестве дипломной работы проект одного студента, который уже смог привлечь инвестиции в размере 10 миллионов рублей.
Такой принцип в определении формы выпускной квалификационной работы уже способствует интересам рынка и значительно приближает научные исследования к реальным секторам экономики страны.
Некоторые специалисты считают, что нужно развивать стартапы в направлении создания новых идей, технологий и продуктов, а не повторять уже действующие проекты. А для этого необходимо перестраивать систему высшего образования коренным образом. Многие студенты ещё со времён учёбы в школах начинают испытывать неуверенность в своих силах и не хотят вплотную заниматься предпринимательской деятельностью.