Министр образования и науки РФ опубликовала в СМИ письмо о многообразии учебников, которое не соответствует задачам формирования гражданской, социальной и культурной идентичности молодёжи, требованиям ЕГЭ и высшего образования.
Для того чтобы сознание ребёнка и подростка смогли вобрать в себя новые знания, культурные и социальные традиции народа необходимо использовать в обучении одну или две линейки базовых учебных пособий, которые в течение жизни дополнятся изучением первоисточников. Это, прежде всего:
· письменность, в которую также входят история и литература;
· материальное ощущение мира – искусство и архитектура;
· духовность – традиции и вера.
Министр отметила, что подобный подход применим не только к гуманитарным дисциплинам, но и к естественнонаучным предметам. Большое количество разных учебников по математике, физике и химии в итоге будут унифицированы «фильтрами» ЕГЭ, а в дальнейшем академическими программами университетов.
Многие эксперты склоняются к недалёкой перспективе выхода учебников из оборота, школьники при помощи педагогов станут выбирать нужные знания, сдавать зачёты и даже получать сертификаты о прохождении образовательных курсов. Для реализации данной перспективы необходимы не огромное количество учебников, а профессионально подготовленные, умные и опытные педагоги. Именно они станут мотивировать ребят на самообразование.
При этом расходы государства, связанные с книгоизданием неизбежно сократятся, а средства для роста профессиональной квалификации учителей будут расти. Однако высокое качество образования важнее любых бюджетных расходов.
В настоящее время ведомство начинает проводить серьёзную работу по экспертизе учебников, обновлению их содержания. Параллельно с этим идёт разработка и создание базовых учебных пособий, которые нужны при реализации современных учебных программ.
Школа находится в начале больших перемен, которые качественно преобразят формы и содержание отечественного образования.