Глава Рособрнадзора в ходе общего собрания Российского исторического общества (РИО) рассказал присутствующим об уровне исторических знаний школьников, выявленного в результате выполнения ими всероссийских проверочных работ (ВПР) и ЕГЭ.
Из содержания экзаменационных заданий ЕГЭ по истории была полностью удалена тестовая часть, вопросы были проработаны с целью синхронизации с историческим и культурным образовательным стандартом. Немалую роль сыграло и введение эссе на исторические темы, которое помогло ребятам более полно раскрыть свои знания.
По результатам сдачи ЕГЭ по истории заметно, что число выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный уровень баллов, в этом году сократилось вдвое. На два процента увеличилось количество ребят, получивших высокие баллы в данном испытании.
Руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования отметил положительное воздействие акции, проведенной в регионах под названием «Я сдам ЕГЭ» – в отдельных субъектах и муниципалитетах количество участников испытаний, которые не набрали положенные 32 балла, уменьшилось в три и даже в четыре раза.
В этом году выпускники показали хорошие умения в работе с историческими источниками и знание исторических фактов. Специалисты отметили также неплохую работу с картами по предмету. Выросло количество ребят, которые в ходе экзаменационной работы выполняли даже самые сложные задания, а в прошлые годы к ним многие участники испытаний не приступали. Это говорит о возросшем интересе молодых людей к истории и повышении мотивированности при выборе экзамена.
Несмотря на достигнутые успехи, эксперты отметили и ряд недостатков:
· задания с аргументацией выполняются с затруднениями;
· умения по работе с демонстрационными материалами также недостаточны;
· не всегда хорошее знание исторических персон, фактов и процессов всеобщей истории.
К сожалению, среди учащихся девятых классов наблюдается малое количество ребят, выбравших историю для сдачи экзамена – таких насчитывается лишь десять процентов.
В 2017 году ВПР по истории написали ученики пятых и одиннадцатых классов. Они продемонстрировали неплохие знания по увязке событий, произошедших в разных странах. Обращают внимание на памятники культуры, созданные разными народами мира.
Однако и здесь тоже существуют определённые проблемы, среди которых главная – это недостаточно широкое использование культурного исторического стандарта. Примерно 500 учителей школ уже прошли профессиональную переподготовку, но эту работу нужно значительно расширить в регионах.
По результатам ВПРО в 5-х и 11-х классах определены направления, по которым сейчас проводится работа:
· повышение интереса детей к истории родного края;
· улучшение подготовки по знанию наиболее известных исторических деятелей;
· привитие умений по установлению причин и следственных связей исторических событий;
· повышение навыков по анализу различных исторических источников.
В следующем учебном году для пятиклассников ВПР по истории станет обязательным, а учащиеся шестых классов покажут свои знания пока в добровольном порядке. Сейчас обсуждается вопрос о введении обязательной ВПР для выпускников, которые не выбрали предмет в формате ЕГЭ.
Руководитель Рособрнадзора высказал ряд предложений по повышению качества исторического образования и в ВУЗах, где также есть проблемы. Поэтому введение оценочных процедур в отношении студентов поможет недостатки и определить пути повышения знаний истории.