Глава Рособрнадзора сообщил об организации единой системы оценки знаний учащихся ВУЗов в работе, с которой должны принимать участие государство и работодатели.
По его мнению, сейчас учреждениям высшего образования предлагается добровольное участие в проверке знаний учащихся с помощью двух основных форматов.
Первый формат – объективная оценка полученных знаний студентами, которые окончили два курса, по профильным дисциплинам. Например, у юристов оцениваются знание такого предмета, как право, у экономистов – экономика и так далее. Здесь участвуют преподаватели, ведущие дисциплину и независимые эксперты из числа педагогов других учебных заведений. Ранее федеральная служба совместно с НИУ ВШЭ и Московской государственной юридической академией имени О.Е. Кутафина провёла исследования по качеству знаний учащихся после второго года обучения. В результате, экономисты по основному предмету получили средний балл три с минусом, а юристы три с плюсом. Результаты оказались низкими, а это уже ограничивает способность студентов в дальнейшем успешно изучать прикладные дисциплины.
Второй формат – оценка профессиональных навыков выпускников ВУЗов. Фактически данный формат является хорошей проверкой деятельности учебного заведения и наиболее верно определяет качество подготовки специалистов.
В оценивании знаний студентов должно принимать участие государство и работодатели, которые, по сути, являются заказчиками ВУЗов. Если в школе измерительные материалы разрабатывает только государственные органы образования, то в ВУЗе к этой деятельности должны присоединиться представители предприятий экономики. Именно работодатели, как никто другой, знают конкретные требования к подготовке специалистов, которые придут к ним после учёбы.
В этом случае оценка знаний учащихся изменится в более качественную форму и станет объективной. После этой работы выявятся направления для решения насущных задач образования:
· определятся некачественные учебники, что даст возможность их пересмотра в лучшую сторону;
· выявятся преподаватели, которые недорабатывают по своим предметам, им предстоит повышать свою профессиональную квалификацию;
· станет ясным реальное положение дел в учебном заведении.
Эта работа ведётся постепенно, в настоящее время порядка сотни ВУЗов уже проводят независимую и объективную оценку знаний своих студентов по предложенным форматам. Работодатели также начали принимать участие в этой работе – в отдельных учебных заведениях они приглашаются в качестве членов экзаменационных комиссий.
Основная задача ВУЗа – дать человеку профессию, которая будет востребована на рынке труда. А работодатель должен понять, каких специалистов он может получить в результате обучения.