Главный экспертный центр, являющийся структурой Рособрнадзора, провёл семинар с участием международных и российских экспертов по вопросам трансграничного образования (ТГО).
Трансграничное образование – это форма учёбы, при которой учащиеся проходят обучение в одной стране, а образовательное учреждение находится в другом государстве. Иными словами, студенты, преподаватели и образовательные программы пересекают границы государства.
Из-за влияния глобальных процессов в мире изменяется и образовательная среда. Экспертное сообщество при этом часто сталкивается с проблемами в признании результатов образования, которые получены с помощью многочисленных онлайн-курсов, дистанционных учебных программ, учёбы в филиалах ВУЗов и на основе системы франчайзинга.
Обучение по франчайзинговым договорам составляет 75 процентов от общего экспорта образования в мире. Например, ассоциация Кембриджского университета из Британии осуществляет поставку учебных программ и систем оценки качества образования в большое количество стран мира. Сертификаты Кембриджа составляют основу образовательных программ большинства африканских стран.
С учётом развития этой тенденции эксперты особое внимание обратили на сотрудничество с государствами АТЭС, АСЕАН, Латинской и Южной Америки. Участники семинара поделились своим опытом в части признания иностранного образования, полученного дистанционным способом в иностранных филиалах ВУЗов и по лицензии в системе франчайзинга. Некоторые эксперты привели факты мошеннических действий в сфере международного образования.
В Российской Федерации процесс признания трансграничного образования является многоступенчатым и включает следующие процедуры:
· тщательная проверка поставщиков образовательных программ;
· определение соответствия этих программ международным стандартам и законодательству страны, где находится учебное заведение;
· установление аккредитации и лицензирования.
Поэтому эксперты из-за большого количества проверяемых данных отметили важность развития национальных информационных центров и оналйн-сервисов. В этом вопросе качество и доступность информации играет исключительную роль в работе с потребителями образовательных услуг. Это особенно важно в период проведения приёмных кампаний в ВУЗах и трудоустройстве людей, получивших образование.